"Святая Успенская Киево-Печерская Лавра"
Главная » Статьи » Житие святых

Преп. Нил Мироточивый (+1651) о последних временах

Отъ нечистой блудной дѣвы родится антихристъ. Въ сей дѣвѣ совокупятся распутства, она будетъ сокровищница прелюбодѣйства; всякое зло міра, всякая нечистота, всякое беззаконіе воплотятся въ ней, т. е. въ зачатомъ ею отъ тайнаго блуда, совокупятся воедино во чревѣ нечистоты и съ обнищаніемъ міра оживотворятся. Когда обнищаѣтъ міръ отъ благодати Всесвятаго Духа, тогда сей оживотворится во чревѣ нечистоты, отъ самой сквернѣйшей и злѣйшей мнимой дѣвы, худшѣй всѣхъ когда-либо бывшихъ; зачнется отъ тайнаго противоестественнаго блуда тотъ, который будетъ вмѣстилищемъ всякаго зла, въ противоположноеть тому, какъ Христосъ былъ совершенствомъ всякой добродѣтели, а Пречистая Матерь Его была совершеннѣйшая въ женахъ. Сей плодъ родится на свѣтъ тогда, когда обнищаетъ міръ добродѣтелями.


Ей, оживится (т. е. родится) при обнищаніи міра; но что за обнищаніе такое постигнетъ міръ? Много видовъ этой нищеты, которая будетъ окружать и какъ бы охватывать постепенно міръ. Во первую очередь обнищаетъ міръ любовію, единодушіемъ, цѣломудріемъ. Послѣ сего обнищанія, „изсякнетъ любы многихъ" (Матф. 24, 12), „удержай отъ среды отѣятъ будетъ" (Ефесс. 2, 7) – и родится нечистый отъ чрѣва нѣчистоты. Потомъ же нечистоѣ это рожденіе будѣтъ производить знамѣнія и чудѣса мечтаніями бѣсовскими.


Міръ будѣтъ воображать, что сей антихристъ кротокъ и смиренъ сердцѣмъ, а на самомъ дѣлѣ онъ будетъ по сердцу – лисицей, по душѣ – волкомъ; смущѣніе людѣй будетъ его пищею. Когда погибать будутъ люди, тогда живопитаться будетъ антихристъ.


Смятеніе же людей будетъ сіе: осужденіе, зависть, злопамятство, ненависть, вражда, любостяжаніе, мужестрастіе, забвеніе вѣры, прелюбодѣйство, похвальба блудомъ. Это зло будетъ пищею антихриста. Въ противоположность тому, какъ Христово брашно было исполненіе Воли Отца Его, такъ брашно антихриста будетъ исполненіе воли отца его діавола. Этимъ будетъ живопитаться антихристъ.


И сдѣлается антихристъ главою надъ городами, надъ селами и надъ округами селъ, послѣ того какъ не окажется (т. е. упразднится) никакой главы въ селахъ, городахъ и округахъ сельскихъ. Тогда онъ захватитъ власть надъ міромъ, станетъ распорядителемъ міра, начнетъ властвовать также и надъ чувствомъ человѣка. Люди будутъ вѣрить тому, что онъ будетъ говорить, потому что онъ будетъ дѣйствовать какъ единодержецъ и самодержецъ на погубленіе спасенія, т. е. люди, и безъ того сдѣлавшіеся сосудами діавольскими, возымѣютъ крайнѣе довѣріе къ антихристу, сдѣлаютъ его всемірнымъ единодержцемъ и самодержцемъ, такъ какъ онъ будетъ орудіемъ діавола въ послѣдней попыткѣ его истребить христіанство съ лица земли. Находясь въ погибели люди будутъ думать, что онъ есть Христосъ Спаситель и что онъ содѣетъ ихъ спасеніе. Тогда Евангеліѣ Церковное будетъ въ пренебреженіи.


Тогда оживится (т. е. зачнется и родится) зло міра въ нечистомъ чревѣ дѣвы зла, которая дастъ плоть антихристу. Тогда за бѣззаконныя дѣянія міра и нѣчистоту его отступитъ отъ беззаконнаго міра благодать Духа Святаго, которая донынѣ содѣржитъ міръ, и тогда исполнится мѣра бѣззаконій міра, по словамъ. „И не сочтуся со избранными ихъ" (Пс. 140, 4); тогда воплотится духъ антихристовъ, нынѣ дѣйствующій въ міру, т. е. народится человѣкъ, который будетъ преоскверненъ и сдѣлается совершеннѣйшимъ сосудомъ діавольскимъ еще во утробѣ матери своей: родится онъ отъ дѣвы зла и въ дѣвѣ блуда, т. е. отъ злой блудницы, хотя по наружнымъ признакамъ и дѣвственницы.


Посемъ, когда погибель внесетъ великое бѣдствіе въ міръ, тогда, во время сихъ бѣдствій; произойдутъ страшныя знаменія. Наступитъ страшный голодъ, на міръ же найдѣтъ великая алчба (т. е. ненасытимость): сравнительно съ тѣмъ, сколько съѣдаетъ человѣкъ въ нынѣшнее время, тогда будетъ съѣдать въ семь разъ больше н не насыщаться (вѣроятно, отъ извращенія духовныхъ способностей и тѣлесныя потребности человѣка будутъ извращены). Великое бѣдствіе настанетъ повсемѣстно. Тогда злато обезцѣнится какъ навозъ по дорогѣ...


Ей, воплотится зло (т.е. родится антихристъ) безо всякаго мужняго сѣмѣни. Ей, съ сѣменемъ родится, но не съ сѣменемъ человѣческимъ, а съ излитымъ сѣменемъ воплотится. (Здѣсь поставлено слово: аѣкод, которое, въ зависимости отъ знака на ипсилонѣ, имѣетъ два смысла, а именно: излитый и невещественный. Святой имѣетъ ввиду оба эти смысла, во-первыхъ для означѣнія того, какимъ образомъ произойдетъ мнимо чудесноѣ зачатіе антихриста отъ мнимой дѣвы, о чѣмъ пророчѣствуютъ и другіе Св. Отцы; а во-вторыхъ употребляетъ слово „авлосъ" въ смыслѣ невещественнаго сѣмени антихристова или духа его, дѣйствующаго въ людяхъ. Извѣстно, напримѣръ, что обсѣмененіе съ излитымъ сѣменемъ уже и нынѣ производится, для получѣнія жѣребятъ отъ знаменитѣйшихъ жерѣбцовъ на западѣ).


Что, же такое есть сѣмя невѣщественноѣ (антихристово)? Сѣмя невещѣствѣнное (антихристово) есть злоба, попѣченіе, забота и стяжаніе.


Однако, разнаго рода суть попечѣнія, т. е. не всякое попеченіѣ гибельно и не всякая безпопечительность хороша; главное для человѣка – попеченіе о спасѣніи своемъ. Спасеніе же человѣка ѣсть: любовь, кротость, цѣломудріе, нестяжаніе, чистота дѣвственная, справедливость, милосердіе милостивости, котороѣ есть «елей» спасѣнія человѣческаго, т. е. приточный Евангельскій елей дѣвъ мудрыхъ. Праведность есть сострадательность къ человѣку; милостивость бываетъ двухъ родовъ: одна – милостивость, выражаѣмая щѣдролюбіемъ, другая – утѣшеніе словомъ, которымъ кто утѣшаетъ какого-нибудь угнѣтѣннаго. Если нѣ имеѣтся возможности помочъ нѣсчастному, то да утѣшаютъ (несчастнаго) утѣшительнымъ словомъ. И за одно утѣшитѣльное слово, которымъ утѣшаѣтѣ несчастнаго, удостоитесь того, что и васъ утѣшитъ Правѣдный Судія рѣшающими словами Своими на судѣ правѣдномъ, когда скажѣтъ: „Пріидите благословѣнніи Отца Моего: наслѣдуйтѣ уготованноѣ вамъ царствіе отъ сложенія міра". Если жѣ нѣ будѣте утѣшать удручѣнныхъ утѣшительными словами, то и сами потомъ имѣетѣ услышать отъ Правѣднаго Судіи бѣзутѣшныя слова: „Идите отъ Мѣня проклятіи во огнь вѣчный, уготованный діаволу и ангеломъ его!" Ибо милостивая любовь освобождаетъ человѣка отъ гнѣва Божія.


Любовь дѣлаетъ съ человѣкомъ то, что онъ становится кроткимъ и смиреннымъ сердцемъ. Вражда же дѣлаетъ человѣка неистовымъ. Любовь всѣгда тѣрпитъ и никогда нѣ причиняѣтъ соблазна; злопамятство же всѣгда нетерпѣливо, всегда причиняетъ соблазнъ сѣрдцу человѣка, такъ что никогда нѣ имѣетъ мира сердцѣ его.


Злопамятство есть пѣчать антихриста, ибо злопамятство запѣчатлѣваетъ сѣрдце человѣка какъ бы антихристовою печатію.


Злопомнѣніе есть пѣчать антихриста и сѣрдцѣ злопамятнаго запечатлѣно пѣчатію ѣго. И когда антихристъ, (т. ѣ. духъ антихристовъ дѣйствующій въ міру), кладѣтъ эту пѣчать, то отъ этой пѣчати злопамятства всѣгда обмираѣтъ сердце чѣловеческое, (т. е. дѣлаѣтся какъ-бы мѣртвымъ, нѣ способнымъ къ скорби о грѣхѣ, къ прочимъ духовнымъ чувствамъ и страху Божіѣму). Говорю: такъ обмираетъ чѣловѣкъ, когда сердце его бываетъ запѣчатлено нѣнавистію. Это проклятоѣ злопамятство делаетъ человека столь безчувственнымъ, что люди сами умервщляютъ себя разными смертями. Иного делаетъ оно отступникомъ отъ веры; иного — самоубійцею; иного заставляетъ идти на ножъ; иного делаетъ предателемъ; иного делаетъ хулителемъ; иного тоскливымъ; и нисколько не даетъ сердцу человека мирствовать. Не замечаютъ того несчастные люди, что все это производитъ злопамятство и доводитъ ихъ до смерти. (На этихъ строкахъ следуетъ несколько остановиться: Святой, открывая корень главныхъ смутъ человечества, причину революцій, ненависти чадъ къ родителямъ и другихъ нестроеній, говоритъ намъ, что все это отъ злопамятства, т.е. горделиваго осужденія недостатковъ ближнихъ, непочтительности родителямъ, подчиненныхъ къ начальникамъ, и тому подобное.


Если мы вникнемъ въ духъ времени и образъ действій противниковъ Церкви и Государства, то увидимъ, что они основываютъ успехъ свой весь именно на томъ, чтобы отравляють людей осужденіемъ и ненавистію, а отравивъ делають послушнымъ своимъ орудіемъ. Особенно тонко этотъ ядъ осужденія излитъ въ твореніяхъ Толстого и другихъ знаменитостяхъ современной литературы. Читающая ихъ съ увлеченіемъ молодежь отравляется отъ юности ядомъ злопомненія и осужденія, запечатлевается печатію антихристовою, теряетъ доверіе къ Церкви, къ родителямъ, и часто оканчиваетъ жизнь самоубійствомъ. Пишущій эти строки лично можетъ сіе засвидетельствовать, ибо изъ его школьныхъ товарищей 6 чел. окончило самоубійствомъ.


Итакъ, когда антихристъ будетъ налагать печать свою на людей, сердца ихъ будутъ делаться какъ-бы мертвыми. И тогда, (т. е. во время того предреченнаго бедствія, антихристъ начнетъ печатать людей своей печатію, якобы для того, чтобы знаменіемъ симъ спасать ихъ отъ бедствія, ибо только имеющимъ печать, согласно апокалипсису, (Апок. 13, 17) будетъ продаваться хлебъ). Многіе будутъ умирать на дорогахъ. Люди сделаются какъ хищныя птицы набрасывающіяся на падаль, будутъ пожирать тела мертвыхъ. Но какіе люди будутъ пожирать тела мертвыхъ? Те, которые запечатлены печатію антихриста; христіане, хотя имъ не будетъ ни выдаваться, ни продаваться хлебъ за неименіемъ ими на себе печати, не станутъ есть трупы; запечатлеиные же, не смотря на доступность имъ хлеба – станутъ пожирать мертвецовъ. Ибо, когда запечатлеется человекъ печатію, сделается сердце его еще более безчувственнымъ; будучи не въ силахъ выносить голодъ, люди будутъ хватать трупы, и где попало, ставъ въ стороне отъ дороги, пожирать ихъ. На печати же написано будетъ следующее: „Я твой есмъ".—„Да, ты мой еси".—„Волею иду, а не насильно".—„И я по воле твоей принимаю тебя, а не насильно". Сіи четыре изреченія или надписи изображены будутъ посреди той проклятой печати.


Когда же проклятая слава увидитъ Эноха и Илію, проповедующихъ и говорящихъ людямъ, чтобы не принимали печати антихриста, то повелитъ схватить ихъ. Они же будутъ убеждать людей не принимать печати антихриста, будутъ говорить, что, кто явитъ терпеніе и не запечатлеется печатію антихриста, тотъ спасется, и Богъ непременно приметъ его въ рай, ради одного того, что онъ не принялъ печати. И да знаменуетея каждый честнымъ крестомъ, творя знаменіе креста на всякій часъ, ибо печать крестная освобождаетъ человека отъ муки адской; печать же антихриста приводитъ человека въ муку адскую. Если алчете и требуете еды, малое время потерпите и Богъ, увидавъ терпеніе ваше, пошлетъ вамъ помощь свыше; вы оживотворитесь (досл.: живонасытитесь) помощію Бога Вышняго. Если - же не окажете терпенія, будете печататься печатію сего нечистаго царя, то потомъ раскаетесь въ этомъ.


Люди будутъ говорить Эноху и Иліи, „почему же благодарны антихристу те, которые приняли печать?" — Тогда скажутъ Энохъ и Илія": они, благодарны, но кто благодаренъ (т. е. кто благодаритъ ихъ устами)?' Не люди это благодарятъ, а печать сама только благодаритъ (т. е. злоба, возгосподствовавъ надъ людьми, устами ихъ выражаетъ утеху и радость, ибо успела погубить сихъ людей, какъ то бываетъ и со злодеями, торжествующими и радующимися по поводу совершеннаго злодеянія).


И что такое есть ихъ благодарность? Ихъ благодарность есть то, что возселъ въ нихъ сатана, вообразился въ чувстве человека, и человекъ не сознаетъ того, что съ нимъ делается. Тотъ, кто печатлеется печатію антихриста, становится демономъ; хотя, утверждаетъ, что якобы не чувствуетъ, ни ачлбы, ни жажды, однако алкаетъ и жаждетъ еще больше, и не только больше, но въ семь разъ больше противъ васъ. Потерпите только малое время. Не видите разве, что тотъ, кто принимаетъ печать антихриста не будетъ жить (т. е. духомъ мертвъ и ожидаетъ его вечная мука)? Ужели вы также желаете погибнуть съ печатію въ муке вечной, чтобы тамъ быть съ теми, которые запечатлелись ею. – Идеже плачъ и скрежетъ зубовъ?"


И иными многими увещаніями будутъ проповедывать людямъ Энохъ и Илія. Услышитъ антихристъ, что проповедуютъ два человека, называющіе его льстецомъ, чародеемъ, обманщикомъ, и коварнымъ діаволомъ; услыхавъ это, разгневается, повелитъ ихъ схватить, привести къ себе, и съ льстивыми словами вопроситъ ихъ: „какія вы погибшія овцы, ибо не запечатлены царской печатію?" — Тогда скажутъ Энохъ и Илія: „льстецъ и обманщикъ! демонъ! по твоей вине столькія души погибли въ аду! Препроклята печать твоя вместе со славою твоею! Эта твоя проклятая печать и преоскверненная слава низвели міръ въ погибель; твоя погибель довела міръ до сего состоянія, скончался міръ и насталъ ему конецъ..."—Такія слова услышитъ антихрист отъ Эноха и Иліи и скажетъ имъ: „какъ смеете вы такъ говорить предо мною, самодержцемъ и царемъ?"—И ответитъ Илія: „царство твое презираемъ, а славу твою проклинаемъ, вместе съ печатію твоей". — Тогда разгневается антихристъ, услыхавъ такой презрительный ответъ, сделается какъ бешенный песъ и собственными руками убьетъ ихъ.


По убіеніи-же Эноха и Иліи выпуститъ антихристъ всезлейшихъ чадъ своихъ; (т. е. дастъ волю злымъ духамъ, которыхъ онъ дотоле сдерживалъ). Эти чада или духи зла, суть: прелюбодеяніе, блудъ, мужеложство, убійство, хищеніе, воровство, неправда, ложь, мучительство, продажа и покупка людей, покупка мальчиковъ и девочекъ, для блуженія съ ними, подобно псамъ на улицахъ. И повелитъ антихристъ духамъ злымъ, послушнымъ ему, довести людей до того, чтобы люди въ десять разъ делали-бы больше зла чемъ раньше; исполнятъ всезлейшія чада его сіе повеленіе погибельное, и устремятся на уничтоженіе человеческой природы многообразіемъ беззаконій. Отъ усиленнаго напряженія и крайней энергии его всезлейшихъ чадъ погибнетъ чувственно и мысленно природа человеческая въ людяхъ... Люди, сделавшіеся столь лукавыми по душе, и по телу будутъ умалены, будутъ ростомъ 1 3/4 арш., (124,46 см.) говоримъ: пять пядей длина тела человеческаго. Деяніями-же лукавства своего эти люди превзойдутъ демоновъ, и будутъ—одинъ духъ съ демонами.


Увидитъ антихристъ, что человеческое естество стало лукавее и суетнее нежели злейшія чада его, весьма возрадуется о томъ, что зло въ человечестве преумножилось, природныя свойства человеческія утратились, и стали люди лукавее бесовъ... И вотъ на антихриста, радующагося при виде человеческаго зла, найдетъ внезапно свыше „мечъ обоюдоострый", которымъ онъ будетъ пораженъ, и исторгнется нечистый духъ его изъ преоскверненнаго его тела. Со смертію антихриста настанетъ конецъ убійству въ людяхъ; Каинъ положилъ начало убійству, антихристъ же соделаетъ конецъ, то есть на немъ оно окончится.


Источник: Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского. С.-Петербург - 1912 г.


Архиепископ Аверкий (Таушев) в своей книге Современность в свете замысла Божия приводит следующий до недавних пор не переводившийся отрывок, из пророчеств преп. Нила Мироточивого: «Около 1900 года, к середине 20 столетия, народ того времени начнет становиться неузнаваемым. Когда время будет приближаться к пришествию антихриста, разум людей помрачится от страстей плотских, и все более будет усиливаться нечестие и беззаконие. Мир тогда станет неузнаваемым, изменится облик людей и нельзя будет ясно различать мужчин от женщин, благодаря безстыдству в одежде и форме волос головы. Эти люди одичают и будут жестокими, подобно зверям, из-за соблазна антихриста. Не будет уважения к родителям и старшим, любовь исчезнет. Пастыри же христианские, епископы и священники, станут мужьями тщеславными, совершенно не различающими правого от левого. Тогда нравы и предания христиан и Церкви изменятся. Скромность и целомудрие исчезнут у людей и будут царить блуд и распущенность. Ложь и сребролюбие достигнут высшего предела, и горе накопляющим сокровища. Блуд, прелюбодеяние, мужеложество, тайные дела, кража и убийство станут господствовать в обществе». И еще одно, по словам архиепископа Аверкия, “весьма древнее пророчество”: “Настанет время, когда люди будут безумствовать, а кто не безумствует, тому будут говорить: ты безумствуешь, потому что ты не похож на нас”.




Источник: http://ryibak.pravoverie.ru
Категория: Житие святых | Добавил: pravoslavielove (28.04.2008) | Автор: игорь E W
Просмотров: 4428 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]