"Святая Успенская Киево-Печерская Лавра"
Главная » Статьи » Духовные основы болезней » Если бы болезнь могла говорить

Правда и ложь о "культурном" питии
«Как же действует алкоголь? 
Прежде всего, он обладает наркотическими свойствами: к нему очень быстро привыкают и возникает потребность в повторных приемах. Причем чем чаще и в больших дозах принимаются спиртные напитки, тем сильнее зависимость. И по мере потребления для получения того же эффекта с каждым разом требуется все большая доза. 
Как же этот наркотик в различных дозах действует на мыслительную и психическую деятельность мозга? 
В результате специально проведенных наблюдений было установлено, что на тех, кто употребляет "среднюю дозу" (1-1,5 рюмки водки), алкоголь действует одинаково, а именно: замедляет и затрудняет умственные процессы, двигательные же акты сначала ускоряет, затем замедляет. При этом первыми страдают более сложные психические процессы, дольше сохраняются простейшие мыслительные функции, особенно те, которые связаны с двигательными представлениями... 
При повторном приеме алкоголя поражение высших центров мозговой деятельности продолжается от 8 до 20 дней. Если же алкоголь употреблять длительное время, то работа этих центров так и не восстановится. 
На основании научных данных доказано, что прежде всего утрачиваются самые позднейшие, самые свежие достижения, добытые умственным напряжением, скажем, за последнюю неделю, месяц, и человек после приема алкоголя возвращается к тому уровню умственного развития, который был у него неделю или месяц назад. 
Если алкогольное отравление происходит часто, то субъект остается неподвижным в умственном отношении, а мышление его будет обычным и шаблонным. В дальнейшем наступает ослабление более старых, более прочных, окрепших ассоциаций и ослабление восприятий. В результате умственные процессы сужаются, лишаясь свежести и оригинальности. 
Распространено мнение о возбуждающем, подкрепляющем и оживляющем действии алкоголя. Оно основано на том, что у пьяных замечаются громкая речь, говорливость, жестикуляции, ускоряется пульс, появляются румянец и чувство теплоты в коже. Все эти явления при более тонком изучении оказываются не чем иным, как параличом известных частей мозга. К параличным явлениям в психической сфере относится также утрата тонкой внимательности, здравого суждения и размышления. 
Паралич центров психического управления сказывается прежде всего на тех процессах, которые мы называем суждением и критикой. С ослаблением их начинают преобладать чувства, не умеряемые и не сдерживаемые критикой. Наблюдения показывают, что выпившие не становятся умнее, и если они думают иначе, то это зависит от начавшегося ослабления высшей деятельности их мозга: по мере того как слабеет критика, нарастает самоуверенность. Живые телодвижения, жесты и беспокойное хвастовство своей силой - также следствие начавшегося паралича сознания и воли: сняты правильные, разумные преграды, которые удерживают трезвого человека от бесполезных движений и необдуманной, нелепой траты силы. 
Многочисленные опыты, проводимые крупнейшими специалистами в этой области, выявили, что во всех без исключения случаях под влиянием алкоголя простейшие умственные отправления (восприятия) нарушаются и замедляются не так сильно, как более сложные (ассоциации). Эти последние страдают в двойном направлении: во-первых, их образование замедлено и ослаблено и, во-вторых, существенно изменяется их качество: самые низшие формы ассоциаций, а именно, ассоциации двигательные или механически заученные легче всего возникают в уме, часто без малейшего отношения к делу, и, появившись однажды, упорно держатся, выплывают снова и снова, совершенно некстати. В этом отношении такие упорные ассоциации напоминают собою явление чисто патологическое, замечаемое при неврастении и тяжелых психозах. 
При выполнении более сложных и более трудных заданий влияние "малых" и "средних" доз спиртных напитков сказывается сильнее, чем при выполнении легких. При этом алкоголь не только снижает работоспособность, но и уменьшает желание работать, то есть пропадает импульс к труду, и пьющие становятся неспособными к систематической работе, опускаются. 
После приема даже небольших доз алкоголя возникает чувство довольства, эйфория. Опьяненный становится развязным, склонен шутить, объявлять кого попало другом. Через некоторое время он становится некритичным, бестактным, начинает громко кричать, петь, шуметь, не считаясь с окружающими. Поступки его импульсивны, необдуманны. Психологическая картина человека в таком состоянии напоминает маниакальное возбуждение. Алкогольная эйфория возникает вследствие растормаживания, ослабления критики. Одной из причин этой эйфории является возбуждение подкорки - старейшей в филогенетическом отношении части мозга, - а более молодые и более чувствительные части мозга, области коры сильно нарушены или парализованы. 
Алкоголь, принятый в больших дозах, вызывает более грубые нарушения. Восприятие внешних впечатлений затрудняется и замедляется, точность его понижается. Внимание и память нарушаются в еще большей степени, чем от малых и средних доз. Утрачивается способность внимательно слушать других, следить за своей речью, контролировать свое поведение, появляется болтливость, хвастовство. Человек становится беззаботным. Настроение делается то безудержно веселым, то плаксивым, то гневным. Он поет, бранится, совершает агрессивные действия, делает непристойные замечания, грубо шутит. Нередко заводит разговоры на эротические темы. Наносит оскорбления окружающим, совершает поступки, нарушающие общественную безопасность. Иногда отмечается пробуждение низких наклонностей и страстей. 
При приеме еще больших доз происходит тяжелое нарушение функций всей центральной нервной системы с вовлечением спинного и продолговатого мозга. Развивается глубокий наркоз и коматозное состояние. При приеме дозы, равной 7,8 граммов алкоголя на 1 килограмм веса, что приблизительно равно 1-1,25 литра водки, для взрослого человека наступает смерть. Для детей смертельная доза в 4-5 раз меньше, из расчета на килограмм веса. 
При длительном приеме спиртных напитков развивается хронический алкоголизм, имеющий свою клиническую картину, которая варьируется по степени, но с характерной для всех пьющих особенностью: они стремятся найти повод для выпивки, а если повода нет - пьют без него. 
Характер человека начинает портиться, он становится эгоцентричным, грубым, часто появляется излишняя самоуверенность, склонность к плоскому, однообразному юмору; снижается память, внимание, способность к систематическому мышлению, к творчеству. Личность меняется, появляются элементы деградации. Если в это время не прекратить пить, то полного восстановления личности уже никогда не произойдет. 
Наряду с поражением мыслительных функций коры головного мозга имеют место глубокие изменения нравственности. Как самые высшие и наиболее совершенные чувства, как венец в развитии функций мозга они страдают очень рано. И первое, что мы наблюдаем у пьющих людей, - это равнодушие к нравственным интересам, которые появляются в ту пору, когда умственные и мыслительные акты остаются почти неизменными. Оно проявляется в форме частичной нравственной анестезии, в виде полной невозможности испытывать известное эмоциональное состояние. 
Чем больше и дольше пьет человек, тем сильнее страдает его нравственность. Алкоголики нередко понимают эту ненормальность, но понимают только рассудочно, логически, не испытывая при этом ни малейшей субъективной реакции. Такого рода состояние совершенно аналогично нравственному идиотизму и отличается от него только происхождением. 
Падение нравственности сказывается в потере стыда. В целом ряде научных работ доказывается великая охранительная сила стыда и великая опасность такого яда, как спиртные напитки, которые обладают свойством понижать силу и тонкость этого чувства. К числу неминуемых последствий падения нравственности относится увеличение лжи или, по крайней мере, уменьшение искренности и правды. Утрату стыда и утрату правдивости народ связал в неразрывное логическое понятие "бесстыдной лжи". Ложь потому и возрастает, что человек, потеряв стыд, утрачивает вместе с тем в своей совести и важнейший нравственный корректив правдивости... 
Трезвому совестно украсть, совестно убить. Пьяному ничего этого сделать не совестно, и потому если человек хочет сделать поступок, который совесть воспрещает ему, он одурманивается. 
Люди знают такое свойство вина - заглушать голос совести - и сознательно употребляют его для этой цели. 
И порой, желая заставить другого совершить поступок, противный его совести, нарочно одурманивают его. Все могут заметить, что безнравственно живущие люди более других склонны к употреблению одурманивающих веществ... 
Все чувства у пьющих людей изменяются таким образом, что из сложных душевных актов утрачиваются самые возвышенные и тонкие элементы, и человек во всех своих душевных проявлениях огрубевает. Высшие чувства, высшие формы их превращаются в низшие. 
При длительном употреблении спиртных напитков развиваются не простые, скоропроходящие неправильности характера, но более глубокие изменения. Подобную перемену в характере и поведении людей производит только помешательство в период вторичного слабоумия. Рано ослабевает сила воли, что приводит в конце концов к полному безволию. Мысли теряют глубину. Человек обходит трудности вместо того, чтобы их разрешать. Круг интересов сужается, и остается одно желание - напиться. В далеко зашедших случаях можно дойти до полного отупения и маразма. Чем больше людей пьет, тем резче меняется психическая жизнь самого общества. 
Наряду с появлением, в результате пьяного зачатия и алкоголизма родителей, большого числа слабоумных и помешанных детей потомство пьющих, хотя еще внешне здоровое в умственном отношении, может нести в себе патологические изменения характера и нравственных качеств. Это не простые, скоропроходящие неправильности характера, но глубинные изменения. 
Алкоголь, оказывая влияние на мозг, не производит скачкообразных переходов от совершенно здорового состояния к полному идиотизму. Между этими крайними формами мыслительного и психического состояния имеется много переходов, которые в одних случаях приближаются к дебильности, в других - к плохому характеру. Таких людей с различной степенью изменений умственного состояния и характера среди пьющих становится все больше, что приводит к изменению характера самого народа. 
И если характер целого народа довольно устойчив и подвергается переменам только через столетия, то под влиянием алкоголя изменения характера в худшую сторону могут произойти значительно быстрее. 

К числу грубых нарушений психики под влиянием алкоголя надо отнести рост самоубийств. По данным ВОЗ, самоубийства среди пьющих совершаются в 80 раз чаще, чем среди трезвых людей. Такое положение нетрудно объяснить теми глубинными изменениями, которые происходят в физической, психической и духовной сферах под влиянием длительного приема спиртных напитков. При этом как убийства, так и самоубийства пьяниц иногда принимают страшную форму. 
Все те изменения, которые имеют место в мозгу пьющего человека, наблюдаются не только и не столько у алкоголиков и пьяниц, но и у тех, кто, по их мнению, таковыми не являются, а пьют «в меру». Однако большинство подобных людей на самом деле, с точки зрения медицины, уже давно стали алкоголиками. Первое, что говорит об этом, - влечение к алкогольным напиткам. 
Эти люди не считают себя алкоголиками и возмущаются, если их называют таковыми. При известном усилии воли они еще могут владеть собой и прекратить прием алкогольных напитков. Но их мозг, а отсюда и управление собой, находятся на спуске. Еще немного, и они быстро покатятся вниз. Мозг придет в такое состояние, что уже не сможет управлять поведением человека. Наступит полная алкогольная зависимость, и откроется путь к деградации. 
Ученые полагают, что алкоголь быстрее расстраивает здоровье населения и уносит больше жертв, чем самые тяжелые эпидемии. Последние появляются периодически, тогда как пьянство стало непрекращающейся эпидемической болезнью. Таковы физические последствия потребления алкоголя. Но гораздо важнее - последствия нравственные. Алкоголь во все возрастающей степени приводит к полному выключению нормальной функции мозга, к появлению большого процента умалишенных и бесоодержимых... 
Что же нам делать? 
Прежде всего осознать, что алкоголь - яд, разрушающий жизнь и здоровье не только одного человека, но и всего общества. И этот яд опасен в любых дозах. Поэтому каждого, кто в том или ином виде будет пропагандировать "умеренные" дозы, "культурное" винопитие и употребление сухих вин, можно рассматривать как человека заблуждающегося, идущего вразрез с истиной и несущего народу гибель и деградацию. 
Учитывая опасность алкоголя в любых дозах, лучше решительно и бесповоротно отказаться от него, помня, что трезвая жизнь - именно то, к чему во все века стремились лучшие умы человечества и без чего не может быть разумного счастья»1. 
В заключение мы хотим развенчать миф о том, что Православная Церковь якобы стоит на позициях «культуропитейства». Так могут считать только невежественные люди. 
В защиту «культурного» пития некоторые приводят совет апостола Павла Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина...» (1 Тим. 5. 23). Значит, апостол Павел «узаконил» умеренное употребление вина? Так ли это? На самом деле совет был дан «ради желудка» и «частых недугов» апостола Тимофея, то есть вино было рекомендовано как лечебное средство при заболевании. К тому же апостол Павел писал не для всех, кому вздумается «полечиться», а конкретно своему ученику2. Книга христианских правил «Номоканон» поясняет: «...Буди первее ты, якоже Тимофей, и тако пий и ты вино, яко же и он, изсушися от частых, постися прежде крепце, и воду пий леты многими, и прочая труды Тимофеевы покажи. Умертви си тело, и тогда пий вино в меру». Иными словами, будь подобен в подвигах воздержания и трудах апостолу Тимофею, тогда и пей при сильных недугах «немного вина». 
Это же можно сказать и человеку, ссылающемуся на церковный устав, по которому в определенные дни разрешается употребление вина «по чаше». Добавим лишь: его употребление «разрешается», а не «рекомендуется». Особенно следует помнить: вина, а не водки! 
И еще: «по чаше», а не «почаще». И вина сухого, разбавленного водой, по своим качествам приближающегося к виноградному соку. 
Православная Церковь, разумеется, допускала для своих чад употребление вина с первых веков христианства. Заметим: ни водки, ни коньяка, ни ликеров и прочей спиртосодержащей отравы - эти яды Церковь никогда никому пить не благословляла. Какое же вино издревле благословлялось Церковью для употребления? Оно было натуральным виноградным (а не спиртовым раствором), то есть являлось, по сути, слабоалкогольным напитком (или просто соком), и перед употреблением обязательно на две трети разбавлялось водой. Во времена апостолов Павла и Тимофея такое разбавленное натуральное виноградное вино при необходимости пили в малых количествах. Теперь же такое вино почти невозможно достать даже за большие деньги. 
В византийской традиции, а затем и в русской, пьянство сурово осуждалось. Одним из самых тяжких оскорблений в Византии считались следующие слова: «Ты пьешь неразбавленное вино». Вдумайтесь: даже слабоалкогольный виноградный напиток не принято было пить неразбавленным. Ныне же в России одним из тяжких оскорблений считается совсем иное: «Ты разбавил мою водку». За такие слова и драка может случиться. Но при чем же здесь Православие? В его традициях нет ни пьянства, ни «культуропитейства»! 
В православной литературе мы можем прочесть, что вино сделано из винограда, сотворенного Богом на благо человеку. Будем помнить, что Богом создан виноград, а не само вино, причем Церковью благословлялось только то вино, о котором сказано выше. Но «агдамы», «мадеры», «портвейны» и прочие яды Бог не создавал. Их создали люди, и скорее всего по наущению диавола. 
Так называемое «вино», которое продается сегодня в ларьках и магазинах, - это алкогольный яд, безусловно вредный для организма человека. Даже «умеренное» его употребление неуклонно приводит к разрушению здоровья и пьянству. С первого выпитого стакана или рюмки спиртосодержащей жидкости человек встает на край глубокой пропасти и рискует в любой момент в нее свалиться. Вместе со спиртным человек принимает внутрь себя начатки лютой страсти, открывает душу для вселения в нее беса пьянства. Потому-то святой праведный Иоанн Кронштадтский называл спиртные напитки «кровью сатаны». 
Кстати, слово «спирт» происходит от латинского слова «спиритус» - «дух». Какой в спирте содержится дух, наверное, понятно. 
Жаль, что многие русские люди не знают своих традиций. Еще печальнее, когда те, кто не понимает, что Православная Церковь утверждает трезвость, а не «культуропитейство», говорят, что якобы «невинно вино, укоризненно же пьянство». Эти слова не имеют к Православию никакого отношения. Так когда-то звучал первый стих двадцатой главы Притч Соломоновых. Святейший Синод в конце XIX века исправил эту грубейшую неточность, и теперь этот стих гласит как раз противоположное: «Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Притч. 20. 1). Вот где истина: вино не невинно, а глумливо!3 

Пил ли вино Иисус Христос? Точно это не известно, но существует авторитетное мнение, что нет, поскольку сбылось «реченное через пророков, что Он Назореем4 наречется» (Мф. 2. 23). Слово Божие указывает нам на вино в руках Господа лишь однажды, на Тайной Вечере, когда совершилось претворение вина в Кровь Христову: «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26. 27-28). 
Если же даже принять точку зрения, что вино Иисусом иногда употреблялось, то для нас это все равно ничего не меняет. Если совершенный Бог и совершенный Человек мог ради немощи окружающих Его учеников употребить немного сухого разбавленного водой вина, то это не значит, что Он благословил винопитие. То, что было безопасно Богочеловеку, может быть опасным нашему современнику, искореженному наследственным и личным грехом, постоянно обуреваемому страстями. Когда говорят, что в православном храме причащают вином, - кощунствуют. В храме причащают Телом и Кровью Христовой. А вином «причащают» в кабаке. Различие между первым и вторым поистине огромно. 
Традиция Православной Церкви четко выражена словами апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14. 21). Святитель Феофан Затворник обращает наше внимание: «...Для всех нас и на все случаи закон: ничего не делать, чем можно соблазнить брата... Воздерживайся также от вина и от всего, что только служит соблазном; потому что спасение брата не идет ни с чем в сравнение»5. 


Священник Алексий Мороз, Владимир Цыганков, 
ответственный секретарь Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму 
при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре 
e-mail: zwa5@mail.ru 

Из книги «Уроки трезвости», 2006 г. 


1 Углов Ф.Г. Самоубийцы. Интернет-ресурс. 
2 Известный русский православный ученый-физиолог Н.Е.Введенский указывал: «Врачи применяют спиртные напитки как лечебное средство в некоторых случаях. Но эти случаи должны быть рассматриваемы как исключительные и в виде временной меры. Целесообразность их оправдывается настолько же, как и прописывание многих других ядов, например морфия, мышьяка, стрихнина и т. п.» (Классики русской медицины о действии алкоголя и алкоголизме. С. 145). 
3 Цыганков В.А. Традиции русских пиров // Соратник, №8, 2002. С. 3. 
4 По закону Моисея (Чис. 6. 1-5), назореями могли стать мужчины или женщины, дающие, в частности, Господу обет воздержания от вина и крепких напитков, не употребляющие даже сушеных виноградных ягод - «ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи»


Категория: Если бы болезнь могла говорить | Добавил: pinpopov (03.11.2008) | Автор: Игорь Попов E W
Просмотров: 1334 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]