"Святая Успенская Киево-Печерская Лавра"
Главная » Статьи » Покаяния » Покаяния и мытарства

ПОЛНАЯ ИСПОВЕДЬ ПО ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЯМ БОЖИИМ окончание
Восьмая заповедь
Не укради.
Этой заповедью запрещается вредить имуществу других, а также своему собственному.
Грехи против этой заповеди:
1. Грабеж или разбой, а также неподаяние помощи ближнему при такой ситуации.
2. Непредохранение, по возможности, человека от убытков, которых он не предвидит.
3. Неподаяние милостыни, непосещение больных. Осуждение, отказ в помощи страннику или на погребение безродному.
4. Предоставление подчиненных к награждениям не по достоинству, а по родству, или же по просьбам, или за подарки, а также обхождение достойных.
5. Употребление на свои нужды вещей церковных или казенных.
6. Присвоение себе чего-либо, не принадлежащего под видом остатка, барыша или чего-либо, пришедшего от другого человека без объяснения с ним и без его
согласия.
7. Неупотребление на пользу ближних данных тебе от Бога талантов к просвещению людей в истинной вере и законе Божием, к обращению заблудших, утешению
несчастных, неподавание им полезных советов.
8. Поджог или бездействие при поджоге и в бедствии.
9. Повреждение путей и способов сообщения.
10. Воровство с пожара, при наводнении и вообще присвоение вещей, оставленных или потерпевшими людьми, или при бедственных обстоятельствах.
11. Чрезмерно дорогая продажа жизненных припасов во время неурожая или случайной нужды.
12. Вообще запрашивание несоразмерной цены за товар, за службу, за личную услугу.
13. Казнокрадство или расхищение казенных денег или вещей, полученных на хранение.
14. Неоплата кому-либо своего долга.
15. Невознаграждение ближнего своего за труд, сколько требовалось вознаградить.
16. Насильственное задержание чужой собственности, которая случайно оказалась в твоих руках.
17. Искание чужого или никому не принадлежащего имущества.
18. Утаивание найденной вещи, необъявление о ней, особенно когда известен хозяин той вещи, да еще бедняк.
19. Явное, насильное отнятие чего-либо у другого человека.
20. Покупка бессовестным вымогательством.
21. Удержание платы и вообще нарушение условий купли.
22. Похищение государственного имущества, денег, вещей.
23. Принятие на хранение или покупка заведомо краденого, а также вещей сомнительной собственности.
24. Небрежное исполнение дела, выполняемого для другого человека.
25. Необличение и скрывание знаемого вора.
26. Святотатство или воровство вещей из церковного имущества.
27. Святокупство (когда за деньги стараются получить прощение от тяжких грехов).
28. Злоупотребление пожертвованиями, которые сделаны людьми на какое-нибудь богоугодное дело.
29. Взимание процента, свыше положенного законом.
30. Подделка документов о деньгах, или имуществе, в купле или продаже или в чем-либо ином, а также утайка подлинных документов.
31. Долгое откладывание уплаты долга при возможности уплатить его скоро или притворство несостоятельным и неспособным отдать долг вообще.
32. Похищение чужого через посредство другого явным воровством или через совместный обман.
33. Делание фальшивой монеты или сбыт ее, зная, что она фальшивая или в данный момент негодная.
34. Неверный вес (обвешивание), неверная мера (обмеривание), неотдача денег при сдаче (обсчитывание).
35. Нечестное приобретение и утаивание чужих вещей.
36. Употребление чужой вещи без спроса, а также пользование чужими вещами без всякой бережливости.
37. Сокрытие и умалчивание о недостатке и порче тех вещей, которые продаются или обмениваются. Продажа худого товара вместо хорошего.
38. Притворное нищенство.
39. Напущение своей скотины в чужой посев.
40. Отнятие у человека места или должности силою своей власти или хитрым пронырством.
41. Взяточничество.
42. Трата денег на суетные дела.
43. Роскошь, расточительство, мотовство.
44. Употребление вещей понапрасну (даже своих), на роскошь и тщеславие. Небережливость и порча добрых вещей.
45. Не наносил ли вреда чужому имуществу, например, поджигательством, попущением каким-то вещам портиться или потеряться; или не воспрепятствовал ли каким образом выгоде других?
46. Не согрешил ли тунеядством, то есть не притворялся ли больным или бедняком, чтобы не трудиться и жить милостынею или даром получать жалование или плату, а
дела по должности не исполнять как следует.
47. Не согрешил ли лихоимством, то есть не брал ли большой рост с денег, которые ты давал людям, просящим, бравшим по бедности, по нужде, для пропитания. Не продавал ли каких вещей слишком дорого, видя, что покупатели имеют в них нужду, а взять им этого больше негде? Не брал ли также слишком большой платы за работу
или услугу, пользуясь крайней нуждой человека и т. п.?
48. Не согрешил ли мздоимством, то есть не брал ли подарков и из-за подарков не решал ли несправедливо какого-либо дела?
49. Не расточал ли своего имущества беспорядочной жизнью?
Восьмая заповедь, запрещая указанные грехи, предписывает противоположные им
добродетели: бескорыстие, верность, справедливость, милосердие к бедным, содействие выгодам и благосостоянию других. Стараетесь ли вы воспитывать в себе эти добродетели?
Девятая заповедь
Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.
(Не произноси ни на кого ложного слова.)
Грехи против этой заповеди:
1. Ложное свидетельство на кого-либо в суде, когда, например, совсем отрицают совершенное преступление, для доказательства которого только недостает улик или
оправдывают преступника различными суждениями.
2. Сокрытие истины перед судом, начальством или родителями, когда объявления ее требует справедливость или даже присяга.
3. Запирательство перед судом в преступлении иногда при явных уликах или, напротив, принятие на себя несуществующей вины.
4. Полное сложение своей вины на невинного.
5. Ложный донос.
6. Тяжбы, жилищные или служебные жалобы по обидам и притеснениям на службе или на работе и по оскорблениям чести.
7. Открытие истины во вред другому по злости, когда этого никто не требовал и не лежит обязанность раскрывать ее.
8. Ябедничество или наушничество, когда тайно сообщают что-либо о начальстве или о старших с различными добавлениями и ни на чем не основанными догадками.
9. Сообщение третьему лицу слышанной, но не проверенной худой вести о ближнем.
10. Сеяние вражды и раздора между кем-либо.
11. Притворство в поведении, когда делают добро перед людьми, а не по совести, перед Богом.
12. Настроенность защищать человека от клеветы, когда невиновность его и так всем очевидна.
13. Открытие без нужды тайны из жизни умершего человека.
14. Унижение человека каким-либо образом.
15. Осуждение чужих добрых дел как худых, например, набожность как ханжество,лицемерие, фарисейство, юродство и проч.
16. Личное бесчестие человека: на словах, в письме или другим каким-либо образом.
17. Злоупотребление печатной гласностью и распространение о ком-либо в печати преувеличенных или извращенных сообщений. 
18. Насмешки по отношению к человеку или осуждение его недостатков под видом шутки или посредством подражания ему в разговоре или телодвижениях.
19. Осмеяние чьего-либо уродства.
20. Разглашение чужих пороков.
21. Лицемерие, лесть человеку в глаза и похвала его, а за глаза — осуждение.
22. Слушание наговоров и по ним суждение о людях.
23. Пускать в публику выдуманные и особенно вредящие вещи.
24. Привычка празднословить, рассказывать басни, сказки, анекдоты.
25. Рассказывание о себе всяких ложных, придуманных похождений, удивительных
случаев и выдавание всего этого людям за правду.
26. Укорение.
27. Привычка спорить.
28. Привязчивость к словам другого человека.
29. Досаждение человеку.
30. Упорство в настаивании на своем.
31. Нежелание отступить и услужить человеку в чем-либо.
32. Устройство какой-либо выгоды для себя хитростью, обманом или прельщением
малоопытных ради своего интереса.
33. Ложь; обман не в шутку; ложь по нужде; двуязычие; тайные козни против людей;
лукавство; оправдание себя перед другими при полном сознании своей вины;изворотливость; лесть или неискреннее почтение или сочувствие в обращении с
людьми.
34. Подкуп.
35. Лицемерие и ласкательство.
36. Незаслуженный и напрасный ропот на человека.
37. Неискренний или неправдивый отзыв о человеке.
38. Неисполнение данного слова в соответствующе время.
39. Окаменение своего сердца и непринуждение себя творению добра.
40. Празднословие или болтливость, непристойные шутки, остроты насчет других, насмешки, сплетни.
41. Бесполезное времяпровождение и ничегонеделание.
42. Безвременный и чрезмерный смех, смех глупый и беспричинный.
43. Нетерпение обличающей правды.
44. Неразумная жалоба.
45. Пустое, ненужное любопытство. Привычка подслушивать, подсматривать,наушничать,расспрашивать.
46. Невнимание к внушениям совести своей.
47. Вмешательство в чужие дела.
48. Праздное дознание о слабых сторонах ближнего своего.
49. Страсть расспрашивать или рассказывать о всяких новостях и переносить вести из дома в дом.
50. Ложный донос или свидетельство на суде, подтверждение незаслуженного бесчестия или наказания.
51. Оклеветание кого-либо по вражде или неосновательному подозрению.
52. Приписывание кому-либо таких пороков и слабостей, которых в нем нет и разглашение о том, чтобы очернить его доброе имя.
53. Старание подмечать грехи и слабости других и разглашать о них людям.
54. Перетолкование слов и действий людей в худшую сторону.
55. Неосновательная подозрительность или сомнение в честности человека.
56. Осуждать кого-либо в мыслях с уничижением его за какие-нибудь слабости, а себя считать лучше других. Вообще привычка к осуждению людей (даже умерших).
Осуждающий предвосхищает право суда, которое принадлежит одному Богу и особо поставленному для этого начальству, и тем оскорбляет Бога.
В противоположность этим грехам, девятою заповедью предписываются нам добродетели: прямодушие, искренность, простота, верность, уважительность,
степенность, осторожность в словах и благоразумная молчаливость, охранение и защита чести и доброго имени ближних. Стараетесь ли вы иметь эти добродетели?
Десятая заповедь
Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота, ни всего, елика суть ближняго твоего.
(Не желай ничего чужого и никому не завидуй ни в чем.)
Грехи против этой заповеди:
1. Досадование при виде другого в счастьи.
2. Зависть вообще.
3. Презрение кого-либо и почитание себя лучше и достойнее других и даже
праведнее их.
4. Тайное и явное недоброжелательство к людям и даже зложелательство им.
5. Злоумышление против другого человека, проявляющееся на деле в «копании ямы
другому».
6. Стремление к почестям и требование для себя уважения от других.
7. Засматривание в чужие наряды и красивые лица.
8. Злорадование несчастью человека.
9. Внушение злого совета.
10. Любование самим собой, хваление своими дарованиями, знаниями, делами и
заслугами, проделывание этого явным и хитрым образом.
11. Извинение и оправдывание своих худых дел.
12. Всегдашнее недовольство своим состоянием.
13. Жадность, скупость, скряжничество.
14. Несохранение в чистоте своей совести.
15. Неизбегание случаев и поводов ко греху.
16. Нерадение о развитии в себе нравственного характера. Нестремление к христианскому совершенству.
17. Неприготовление себя к смерти (забвение смертного часа).
18. Привязанность к богатству, заботам, земной жизни, славе, другим благам, и почитание всего этого счастием. Забвение о Боге и о своей будущей жизни и вечной
участи — вечной жизни или же вечном осуждении.
Десятой заповедью запрещаются: худые желания и неразлучные с ними помыслы, противные Богу и людям, потому что худые желания и помыслы, оскверняя душу,
делают ее неблагоугодною Богу, и от них, как от семян, происходят затем и дела греховные.
Эта заповедь, запрещает иметь в мыслях: зависть, желания сладострастные, корыстолюбивые и властолюбивые.
Исполнение десятой заповеди исторгает из нашей души самый корень греха: корень всех греховных мыслей, желаний и действий. А корень этого всего естьс амолюбие —превратное стремление нашего духа от бесконечного к конечному, к удалению от Бога, к замкнутости в себя самого, в круг своих личных целей и интересов.
По превратному направлению трех главных сил нашей души: ума, воли и сердца, ищущих себе удовлетворения, вместо Бога, в области чувственной жизни, самолюбие
проявляется в мечтательном многоведении, самопревозношении или гордости, в своекорыстии или плотоугодии, от которых, как от родоначальниц, происходят все прочие страсти: греховные мысли, желания, слова и дела со всеми их последствиями,
приводящими человека к греховным поступкам: беззакониям, преступлениям, болезням, смерти и вечному осуждению.
Самолюбию противополагается: чистая любовь с самопожертвованием, которая является венцем всех добродетелей и нравственного самосовершенствования человека.
Плотским похотям противополагается: воздержание, целомудрие, скромность в словах,поступках и чистота сердца.
Своекорыстию противоположны: бескорыстие, нестяжательство, щедрость, милостыня.
Гордости противоположно: смирение как основание всех добродетелей, а от смирения происходит самоотвержение и разные добродетели.
Таким образом, десятая заповедь, вместе с главными страстями, запрещает и прочие страсти, происходящие от них, предписывает противоположные им добродетели.
Стараетесь ли вы приобрести эти добродетели?
ИСПОВЕДЬ
ПО ЕВАНГЕЛЬСКИМ
ЗАПОВЕДЯМ БЛАЖЕНСТВА
Кроме десяти заповедей Закона Божия, христианин в своей нравственно-духовной жизнедеятельности должен руководствоваться еще и откровением Закона Божия,
которое выразил Христос Спаситель в Своих девяти заповедях о блаженствах, а потому при подготовке к исповеди весьма необходимо испытывать свою совесть и по этим заповедям.
Первая заповедь
Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.
Спроси, христианин, свою совесть, имеешь ли ты христианское смирение или «нищету духовную», без которой нельзя войти в Царство Небесное?... «Нищие духом», по словам Иоанна Златоуста, — это те, которые постоянно помнят и сознают свое ничтожество перед Богом, смиряются духом и сокрушаются сердцем, укрощают всякую гордость и надмение в себе. Таков ли ты?
Вторая заповедь
Блажени плачущии, яко тии утешатся.
Оплакиваешь ли ты свои грехи? Не беспечен ли ты в деле своего спасения? Не испытываешь ли сердечного бесчувствия и охлаждения в деле спасения? Пока Господь
через смерть не позвал тебя на суд, ты всегда после согрешения со многими слезами умоляй Бога простить тебе твои грехи, сожалей о них, скорби и плачь.
Знай, что сожаление о грехах и покаянные слезы преклонят Бога на милость и Он дарует за них прощение и спасение. Все святые глубоко скорбели, когда впадали в какой-нибудь грех. Апостол Петр, как говорит о нем церковное предание, каждую ночь, заслышав пение петухов, вспоминал свое отречение от Христа, вставал на
колени и, горько плача, долго проливал слезы покаяния. Так делал он в продолжение всей своей жизни.
Третья заповедь
Блажени кротции, яко тии наследят землю.
Имеешь ли ты, христианин, кротость, имеешь ли ты терпение, без которого нельзя усвоить добродетель кротости, заповеданную нам Богом?
С терпением ли переносишь ты болезни, разные скорби и обиды? Не раздражаешься ли ты на людей, когда они говорят тебе то, что тебе не нравится? Не выражал ли свое раздражение в бранных словах, оскорбительных действиях или непослушании и упорстве? Не слишком ли ты обидчив, гневлив и раздражителен по поводу всякого
неприятного слова?
Помни, что кроткий человек никогда не платит злом за зло, обидой за обиду, не сердится и не повышает во гневе голоса на согрешающих против него и на обижающих его. Кроткий, будучи укоряем, не укоряет, терпя злострадания и напасти от других, не грозит им мщением, но предоставляет мстить за себя праведно всех судящему
Богу. Вот величественный образ кротости.
Раздражение и обидчивость должны быть чужды христианину, потому что он должен подражать Господу нашему Иисусу Христу, Который не только Сам кротко терпел от распинающих Его, но молил Отца Своего Небесного о прощении их.
Четвертая заповедь
Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
Стараешься ли ты о том, чтобы жить праведно, добродетельно, благочестиво?
Заботишься ли ты о том, чтобы получить себе оправдание на страшном и праведном суде Христовом?
Помни, что христианин должен любить правду так же сильно, как голодный желает хлеба и как жаждущий желает воды, чтобы утолить свою мучительную жажду.
Запечатлей глубоко в себе и ту спасительную истину, что без искупления нас от греха и заслуженного проклятия, и вечной смерти Кровию Христа Сына Божия, мы
никогда не могли бы оправдаться перед Богом, не могли бы освободиться от власти греха и достигнуть спасения и вечной жизни в Царствии Небесном.
Пятая заповедь
Блажени милостивии, яко тии помилованы будут.
Подавал ли ты, христианин, милостыню бедным и охотно ли подавал ее?
Спешишь ли алчущего напитать, жаждущего напоить, раздетого одеть?
Помогаешь ли заключенным в темнице?
Принимаешь ли странников в своем доме?
Посещаешь ли больных с целью утешить их, помочь советами и лекарствами, почитать им святое Евангелие или какую-либо другую спасительную книгу?
Подаешь ли людям благовременный совет?
Утешаешь ли печальных?
Молишься ли за других, а особенно за погибающего грешника?
Помни, что за милость к людям ты сам получишь милость от Бога: за милость временную получишь милость бесконечную, великую, ибо удостоишься не только
помилования от Бога за грехи, но и получишь вечное блаженство. Из слов Господа ясно видно, что без дел милости совершенно невозможно наследовать Царствие
Небесное, потому что, как говорит Священное Писание, кто не оказывает людям милости, тому Суд Божий будет без всякой милости (Иак. 2,13) и еще потому, что
милость, оказываемая человеку, принимается Самим Господом, Который сказал: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25,40).
«Милостыня, — говорит Иоанн Златоуст, — есть царица добродетелей, очень скоро возводящая нас на небо... Великое дерзновение перед Богом имеет эта добродетель.
Как царица нашей жизни, она с великой смелостью проходит небесные своды и силы, которым вверены врата небесные, и ради нее и другим добродетелям с великой
честью отверзаются врата рая... Из-за протянутой руки нуждающегося всегда узревайте протянутую к вам руку Самого Христа».
Шестая заповедь
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Не услаждаешься ли ты в сердце своем какими-либо нечистыми пожеланиями, и вообще
— заботишься ли ты, христианин, о чистоте своего сердца? Помни, что худые помыслы и желания делают душу нечистой перед всеведущим Богом, и что в Царствие Небесное ничто нечистое войти не может.
Первейшим средством ко очищению сердца от всех греховных помыслов и желаний служит частое и усердное призывание имени Господа нашего Иисуса Христа: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Оно есть источник святости и
чистоты. Как солнце своим появлением разгоняет всякий мрак, так и духовное Солнце — Бог и Господь наш Иисус Христос, удаляет из нашего сердца всякий грех и
всякую нравственную нечистоту.
Второе средство к очищению сердца есть христианское смирение. Сознай свою духовную нищету, обратись с сердечным воплем к Богу и проси помощи против
обуревающих твое сердце нечистых помыслов, и всесильный Господь подаст тебе руку благодатной Своей помощи, освободит тебя от духовных скверн, навеваемых врагом нашего спасения — диаволом, очистит твое сердце и сделает его Своим храмом.
Третье средство к очищению нашего сердца от греховных помыслов и желаний есть благочестивая жизнь. «Для очищения сердца, — говорят святые угодники, — нужны
великие труды и скорби, чистые слезы, непрестанная внутренняя молитва, воздержание, чтение Слова Божия, чтение житий святых и писаний, но главное —
частое покаяние и Причащение Святых Христовых Таин».
Седьмая заповедь Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекуться.
Стараешься ли ты примирить враждующих? «Кто старается о том, чтобы внести примирение среди враждующих, — учит святой Григорий Нисский, — тот оказывает величайшее благодеяние и справедливо может называться блаженным, потому что онтв творит дело силы Божией, уничтожая зло и вместо него вводя обещание благ...
Господь потому и называет миротворцев сынами Божиими, что такое спокойствие в человеческое общество вносится тем, кто подражает Самому Богу».
Восьмая заповедь
Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.
Любишь ли ты правду и готов ли за правду и благочестие даже и пострадать?
Не боялся ли ты насмешек со стороны своих товарищей и знакомых, безумно и легкомысленно осмеивающих твои частые посещения храма Божия, твое благоговение
перед святыми церквами и иконами, перед которыми должно обнажать голову и осенять себя крестным знамением?
Не стыдился ли ты людей, осмеивающих твое уважение к уставам святой Церкви (относительно постов, церковных обрядов), осмеивающих твою любовь и сострадание к бедным и несчастным, твою заботу о спасении души своей?
Не смалодушничал ли ты и не согласился ли с теми, кто кощунственно осмеивал святое учение матери-Церкви?
Помни, что Господь сказал: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во
славе Отца Своего...»
Люби правду и ненавидь неправду. Высказывай святую правду прямо, смело и обличай кротостью и терпением неправду, чтобы царствовала правда, а неправда была
посрамляема и не поднимала с наглостью высоко свою голову. Но и в этом отношении нужно все-таки придерживаться благоразумия и помнить, что:
а) не нужно заявлять свою правду, когда дело до нас не касается и когда есть особые лица, к этому призванные своей должностью;
б) когда предвидим, что слово правды ввергнет нас в явную опасность, а пользы от этого слова все равно не выйдет никакой, в таких случаях лучше тайно помолиться Богу, чтобы Он Сам вразумил неправедных и наставил их на путь правды, ибо добродетель также требует умеренности и благоразумия, так что без благоразумия и
рассудительности добродетель часто теряет свою ценность и превращается в дело бесславное и даже вредное.
Девятая заповедь
Блажени, егда поносят вам и изженут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша много на небесех.
(Блаженны вы, когда осуждают вас и изгоняют и всячески злословят вас за меня, радуйтесь и веселитесь, потому что награда ваша велика на небесах.)
Любишь ли ты Господа Иисуса Христа и Спасителя твоего, избавившего тебя от вечной смерти Своим крестным страданием? Любишь ли ты Его так, что готов душу
свою положить за верность Богу и Его святому Закону?
Усердно ли стараешься исполнить эти Божественные заповеди, ведущие нас ко спасению и прилагаешь ли ты усилия для обуздания плоти с ее страстями и похотями,
с ее ненасытностью, жаждою ко греховному своеволию и порокам, ведущим к вечному осуждению?
Категория: Покаяния и мытарства | Добавил: pinpopov (18.11.2011)
Просмотров: 2476 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]