"Святая Успенская Киево-Печерская Лавра"
Главная » Статьи » Православная информация

«Местонахождение» неба и ада

ПОДЛИННЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ
ОПЫТЫ НЕБА
«Местонахождение» неба и ада
Мы уже видели из многочисленных повествований свв. Отцов и житий святых, что после смерти душа сразу вхо¬дит в поднебесное воздушное царство, свойства которого мы подробно рассмотрели. Мы также видели, что продвижение души через это воздушное царство после того, как тело дей¬ствительно умерло и душа развязалась со всем земным, опи¬сывается как восхождение через мытарства, где начинается частный суд, чтобы определить, достойна ли душа обитать на небе. Души, обвиненные в нераскаянных грехах, вверга¬ются падшими духами в ад, а успешно прошедшие испыта¬ния на мытарствах свободно восходят на небо, руководимые Ангелами.
Что же представляет собой небо? Где оно? Занимает ли оно какое-то место? Находится ли оно вверху?
Как и во всех вопросах, касающихся жизни после смерт:: мы должны спрашивать не из любопытства, а только лишь для того, чтобы лучше понять то учение по этому вопросу, которое Церковь вручила нам, и избежать путаницы, которую современ¬ные идеи и некоторые медиумические опыты могут вызвать даже у православных христиан.
Так получилось, что вопрос о месте «нахождения» неба (и ада) стал в наше время одним из вопросов, повсеместно пони¬маемых неправильно. Не так давно Хрущев насмехался над верующими людьми, которые еще верили в небо, — он, видите ли, послал космонавтов в космос, и они не встретили его!
Ни один мыслящий христианин, конечно, не верит в атеи¬стическую карикатуру рая «в облаках», хотя и есть некоторые наивные протестанты, которые готовы поместить небо на даль¬ней галактике или в созвездии; все видимое творение пало и испорчено, и в нем нигде нет места для невидимого Божия неба, которое является реальностью духовной, а не материаль¬ной. Но многие христиане, чтобы избежать насмешек неверую¬щих и не впасть в материализм, бросились в другую крайность и объявили, что «небо нигде не находится». Среди римо-католи-ков и протестантов имеются изощренные апологии, утверждаю¬щие, что небо — это «состояние, а не место», что «вверху» — это только метафора, что Вознесение Христово (Лк. 24, 50-51; Деян. 1; 9-11) не было на самом деле «вознесением», а только изменением состояния. В результате подобных апологий небо и ад стали весьма расплывчатыми и неопределенными поня¬тиями, и чувство их реальности начинает исчезать — с губи¬тельными последствиями для христианской жизни, потому что это именно та реальность, к которой направлена вся наша зем¬ная жизнь.
Согласно учению епископа Игнатия, все эти апологии осно¬ваны на ложной идее философа нового времени Декарта, что все нематериальное является «чистым духом» и не ограниче¬но временем и пространством. Но это не учение Православ¬ной Церкви. Владыка Игнатий пишет: «Мечта Декарта о неза¬висимости духов от пространства и времени — решительная нелепость. Все ограниченное, по необходимости, зависит от пространства» (т. 3, стр. 312); «Многочисленные цитаты …из богослужебных книг и из творений Отцов Православной Церкви... со всею удовлетворительностью решают вопрос относи¬тельно того, где помещаются рай и ад. С какою ясностью (Пра¬вославная) Восточная Церковь указывает место рая на небе и место ада во внутренности земли» (т. 3, стр. 308-309). Здесь мы только укажем, как следует понимать его учение.
Несомненно верно, как указывают многочисленные цитаты из сочинений епископа Игнатия, что все православные источ¬ники — Священное Писание, богослужение, жития святых, тво-рения святых Отцов — говорят о рае и небе как находящихся «вверху», а об аде — как находящемся «внизу», под землей. И так же верно, что, поскольку Ангелы и души ограничены в пространстве (как мы видим из главы «Православное учение об Ангелах»), они должны быть всегда в одном определенном месте — будь то небо, ад или земля. Мы уже цитировали уче¬ние преподобного Иоанна Дамаскина об Ангелах, что «когда они находятся на небе, их нет на земле; и посылаемые Богом на землю — они отсутствуют на небе» (гл. 3, стр. 47). Это уче¬ние близко тому, что ранее преподавали св. Василий Великий («О Духе Святом», гл. 23), св. Григорий Двоеслов («Поучения на книгу Иова», кн. 2) и по сути, все православные Отцы.
Поэтому несомненно, что небо — это место, и оно выше любой точки на земле, а ад находится внизу, во внутренности земли; но люди не могут видеть эти места и их обитателей, пока не откроются их духовные очи, в чем мы могли убедиться рань¬ше, говоря о воздушном царстве. Кроме того, эти места находят¬ся вне «координат» нашей пространственно-временной систе¬мы; авиалайнер не пролетает «невидимо» через рай, и спутник Земли — через третье небо, а с помощью бурения нельзя доб¬раться до душ, ожидающих в аду Страшного Суда. Они не там, но в пространстве другого рода, начинающемся непосредствен¬но здесь, но простирающемся в другом направлении.
Имеются указания или, по крайней мере, намеки на эту дру¬гую реальность и в повседневном посюстороннем опыте. Например, существование вулканов и большого количества тепла в центре Земли рассматривалось многими святыми как указа¬ние на существование ада во внутренности Земли (см. житие св. Патрикия Прусского, 19 мая; «Диалоги» св. Григория, IV, 36 и 44; еп. Игнатия (Брянчанинова), т. 3, стр. 98). Конечно, ад не «материален» в том смысле, в каком материальна лава, вытекающая из земной коры, но здесь, по-видимому, имеется наложение двух видов реальности, — наложение, которое пре¬жде всего можно видеть в самой природе человека, который даже в этой жизни способен в определенных обстоятельствах или по Боясьей воле воспринимать оба вида реальности. Сами современные ученые вынуждены были признать, что они боль¬ше не уверены ни в конечной природе и границах материи, ни в том, где она исчезает и начинается «душевная» реальность.
Многочисленные примеры в житиях святых показывают, как это другого рода пространство «прорывается» в «нормаль¬ное» пространство этого мира. Часто, например, видят, как возносится к небу душа новопреставленного, как было, когда св. Бенедикт увидел душу св. Германа Капуанского, относи¬мую Ангелами на небо в огненном шаре (св. Григорий Дво-еслов «Диалоги», II, 35), или жители Афогнака видели душу св. Германа Аляскинского, восходящую на огненном столпе, или старец Серафим Глинский видел восходящую душу преп. Серафима Саровского. Пророк Елисей видел, как пророк Илия был взят на небо в огненной колеснице (ЗЦар. 2, 11). Часто также видят, как души проходят через мытарства; такие слу¬чаи особенно многочисленны в житиях преп. Нифонта, еписко¬па Констанции Кипрской (23 декабря) и св. Колумбы Ионско-го, — некоторые цитаты из последнего жития были приведены выше, в главе о мытарствах. В житии блаженного Феофила Киевского рассказывается, что один из свидетелей его правед¬ной кончины увидел, как «вдруг перед ним что-то промелькну¬ло, и в лицо пахнула струя прохладного воздуха.
С изумлением взглянул Димитрий вверх и остолбенел: в келлии медленно стал подниматься покров, и голубое небо, точно простирая свои объятия, приготовилось принять святую душу умирающе¬го праведника» (о. Владимир Зноско «Жизнь блаженного стар¬ца иеромонаха Феофила». Киев, 1906).
Наше любопытство не должно простираться дальше обще¬го знания о том, что небо и ад действительно «места», но не места в этом мире, в нашей пространственно-временной систе¬ме. Эти «места» настолько отличаются от наших земных поня¬тий «места», что мы безнадежно запутаемся, если попытаем¬ся свести воедино их «географию». Некоторые жития святых ясно указывают, что «небо» находится над «раем»; другие гово¬рят о том, что есть, по крайней мере, «три неба», — не нам определять границы этих мест или пытаться установить их характеристики. Подобные описания даны нам по Божьему Провидению, чтобы побудить нас стремиться туда путем хри¬стианской жизни и смерти, но не для того, чтобы мы прила¬гали к ним мирские категории логики и познания, которые к ним неприложимы. Свт. Иоанн Златоуст справедливо призы¬вает не любопытствовать при исследовании неба и ада: «Ты спрашиваешь, где ад, но к чему тебе это знать? Тебе следует знать, что ад существует, а не то, где он находится... По моему мнению, он где-то вне этого мира... Потщимся же узнать не где он, а как его избежать» («Беседы на Послание к Римля-нам», 31, 3-4).
В этой жизни нам мало что дано узнать о потусторонней реальности, хотя мы знаем достаточно, чтобы ответить рацио¬налистам, говорящим, что небо и ад «нигде» не находятся и не существуют, потому что они не могут их видеть. На самом деле эти места находятся «где-то», и некоторые из живущих на зем¬ле побывали там и вернулись, чтобы рассказать о них; но во плоти мы видим эти места больше верою, чем знанием. Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадателъно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан (1Кор. 13, 12).-





Источник: http://pravoslavielove.ucoz.ru/
Категория: Православная информация | Добавил: pravoslavielove (16.04.2008) | Автор: игорь E W
Просмотров: 1927 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]