"Святая Успенская Киево-Печерская Лавра"
Главная » Статьи » Православная информация

Истинное миссионерство: не разделение греха с теми, кому проповедуют, а провозглашение чистоты Православия!
После публикации в №9(125) за текущий год материала «О вредных проповедях и антимиссионерстве» от нашего читателя Алексея Леонидовича Евдокимова пришло критическое письмо: 
«Как православный христианин, я не могу не реагировать на выпады, когда объектом осуждения являются православные миссионеры. В девятом выпуске было напечатано некое мнение неизвестной А.М., взятое с интернет-сайта. Вам что, публиковать больше нечего, как только измышления православных неофитов, к тому же однобокие? Ладно мнение богослова или хотя бы конкретные цитаты обличаемых неугодных, а то ведь ни того, ни другого. В пример приводятся какие-то протестантские методы проповеди, а приписываются отцу Андрею Кураеву и отцу Сергию (Рыбко). У них-то совершенно иные проповеди и подход. Лукавство, однако… 
Если Вам, А.Зуева, отец Андрей и отец Сергий кость в горле (простите, иное на ум не приходит), дайте о них информацию конкретней, цитаты их выступлений, например. Так нет же, все вокруг да около, чужими руками (мнениями) да фотографиями, и опять никаких цитат. 
А ведь по-христиански: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18. 15-17). 
А может, Вы себя в миссионерстве считаете лучшей? Так действуйте, только не клевещите на других и этим не соблазняйте неофитов. Бог в помощь!» 
Наш читатель прислал текст одной из известных проповедей диакона Андрея Кураева на концерте группы «Алиса» с припиской: «Вы бы эту проповедь напечатали в журнале, или с Вашим мнением об отце Андрее Кураеве такое печатать невыгодно?» 

Открытый ответ на вопрос читателя 

Уважаемый Алексей Леонидович! Сначала я хотела ответить на письмо Вам лично, но затем решила, что будет правильнее сделать это через журнал, донести свою позицию до мнения читателей без «вокруг да около» (отмечу, что письмо адресовано мне как подготовившей статью в №9 для публикации). 
Очень надеюсь, что разговор о миссионерстве на страницах журнала будет продолжен и в будущем, тем более что издание наше - миссионерское. Хочется верить (еще и с этой целью пишу данный материал), что статью эту прочитают и молодые наши читатели, неофиты, которых, как утверждает Алексей Леонидович, мы соблазнили названной публикацией. 
Небольшая проповедь отца Андрея, присланная читателем, - одна из наиболее удачных. Нет возможности опубликовать ее всю, она достаточно известна, приведу отдельные строки: «Тот, кто сегодня спивается или растаскивает себя по дозам, убивает не только себя - он убивает и Россию. Тот, кто отказывается от детей, воспроизводя идиотское присловье "Зачем нищету плодить?", плодит рабов… Хочешь стать свободным - отключи мозги от телевизора. Хочешь помочь России - объяви бойкот водке. Хочешь спасти душу - стань православным. А для начала, ребята, пожалейте Россию - сохраните себя». 
И все-таки считаю необходимым объяснить, почему точка зрения автора А.М. в вышеупомянутой публикации о миссионерских технологиях отца Андрея Кураева и отца Сергия (Рыбко) показалась нам заслуживающей внимания. 

«Не остаться в этой траве» 

Те читатели, которые давно знают наш журнал, возможно, помнят ряд моих публикаций и в журнале, и в газете «Мир» о молодежной субкультуре, о рок-музыке 
и т.д. Я отношусь к поколению, выросшему на творчестве Цоя, Шевчука, Кинчева, Башлачева, и писала о том, что эта музыка учила нас думать. С тех пор прошло значительное количество лет и многие ровесники Виктора Цоя из «храма разбитых сердец» пришли к Богу, в православные храмы, обрели веру. Воцерковились и лидеры отечественной рок-музыки - Костя Кинчев, Юрий Шевчук, Петр Мамонов, они ходят в церковь, исповедуются, имеют своих духовников. 
Думается, что если бы Виктор Цой, так удивительно сказавший о вечной войне между Небом и землей, был жив, то, очевидно, логика его жизни и творчества также привела бы его в Православие. 
По Божией милости многие люди, знакомые с молодежной субкультурой, сегодня осознали, что есть только один Дом, в окнах которого всегда горит свет, - это вера и духовная жизнь во Христе, невозможная вне Церкви с ее Таинствами, оставленными нам Господом для очищения наших душ. 

След звезды пылит по дорогам, 
На душе покой и тихая грусть. 
Испокон веков граничит с Богом 
Моя светлая Русь. 
К.Кинчев 

Страшно протусоваться всю жизнь и остаться вечным маргиналом, «остаться в этой траве» (В.Цой), не открыв для себя православной веры, Святой Руси. Господь наш Иисус Христос - и Путь, и Истина, 
и Жизнь. И никакая музыка, или литература, или что-то еще не могут заменить нам того, что вложено Господом в каждую душу. Но в начале пути иногда так важен толчок, и для многих таким первым шагом к серьезным размышлениям о жизни стали, например, песни Цоя, нарушившие «мирской сон». А дальше нужно было действовать самим, «выйти из ряда вон», потихонечку - с болью, кровью, молитвой - растить в себе веру, обретать смысл. 
Петр Мамонов в интервью после съемок фильма «Остров» сказал: «...искусство - это всего лишь искусство, а просвещаться нужно христианством, Православием, идти в храмы Божии». И только тогда есть надежда обрести внутри себя плод, а не пустоцвет. 

Вопрос не в том, нужна ли миссия… 

А теперь по существу. 
Очень часто сторонники игумена Сергия (Рыбко) и отца Андрея Кураева, обосновывая свою позицию и необходимость, скажем, проповеди на рок-площадках, непонятно почему переводят разговор в следующую плоскость: «Как вы собираетесь приводить к Богу заблудших детей? Или вы думаете, что завтра они сами опомнятся и скажут: "Надоел мне этот рок, пойду-ка я в храм"? А может, и вовсе ничего не думаете и вам попросту наплевать на них? А ведь рок-концерты собирают стадионы молодежи, причем лучшей молодежи, мыслящей, ищущей. Разве они не достойны проповеди и добрых слов священника?» 
Вот, например, одно из интернет-признаний: «Я обычный молодой человек 18 лет. Благодаря Косте Кинчеву (группа "Алиса") я обрел Бога, стал посещать церковь, и не просто потому, что так советует он, а потому что душа потянула. 
Я взял в руки Библию и прочитал ее. 
Я стал что-то понимать в этой жизни и действительно о ней задумываться. После его концертов никогда не чувствовал ни агрессии, ни желания пойти напиться или набить кому-нибудь лицо. Я всегда оставался после них добрым, и у меня было огромнейшее желание жить. Не буду говорить за всех, но, принимая во внимание тот факт, что Кинчев помог хотя бы одному человеку, то есть мне, он достоин уважения». 
Приведу также размышления интернет-пользователей о миссионерстве отца Сергия (Рыбко): «Пока одни считают, что после того как они вошли в храм, его двери должны затвориться для таких "отбросов общества", как панки и металлисты, другие идут, и проповедуют Евангелие Царствия, и показывают истинную любовь к людям». Или: «Речь о живых детских глазах, искалеченных жестокостью этого мира и выброшенных на помойку православными (?! - А.З.) потому только, что эти "великие грешники" слушают рок-музыку и тусуются во дворах с косяком в зубах. В данной ситуации этот батюшка оказался православнее большинства православных, потому что его сердце горит любовью к Богу и к людям не на словах». 
«Помните святочный рассказ про то, что мальчик ждал Христа и Тот приходил к нему трижды в образе нищих и не был узнан? Вот так и мы прогоняем Христа, а Он ждет нас и нашей помощи вот в таких ребятах. А чтобы они доверились тебе, нужно понять их устремления и побыть немного в их среде, что батюшка и делает». 
Сразу скажу, что я, как и очень многие православные люди, уверена, никогда не считала этих молодых ребят «отбросами общества», скорее наоборот. И уж тем более - что двери храма для этой категории молодежи (неформальной) должны быть закрыты. Миссия - нужна! И я согласна с отцом Сергием в том, что молодежная субкультура в тех или иных ее проявлениях - это путь, часто неосознанный, богоискательства. Молодые люди сегодня духовно бездомны. Вопрос в другом: какой должна быть эта миссия? 
Давайте вспомним недавнюю акцию «Православного корпуса движения "Наши"» - «Забей гвоздь в свой грех». 
В многолюдных местах Москвы были установлены бревна, желающие приглашались к этим столбам, на бумаге писали свой грех и затем прибивали свою «исповедь» гвоздем к бревну. В ходе акции раздавались брошюры о покаянии и листовки: «Главная цель Православного корпуса - заговорить с молодежью о Православии на ее языке, а не на языке книг, статей и проповедей. Нужно, чтобы те, кому от 16 до 26, поняли, что Православие - не религия стариков и лузеров (?! - А.З.). Это религия, способная дать ответы на самые насущные вопросы современности». 
Известный священник, протоиерей Евгений Соколов высказал следующее мнение: «Вероятно, у организаторов полностью атрофировано благоговение и страх Божий. Подобная акция - это духовная мерзость. То, что творит это молодежное движение, - это, как говорится, Бог им Судья. Но я не понимаю, почему духовники не остановят эту мерзость». 
А вот точка зрения священника Алексия Плужникова: «Проповедь Христа и покаяние не нуждается в рекламе и громких акциях. В Москве, куда только ни кинь взгляд, стоят храмы, которые своими куполами, крестами, колокольным звоном напоминают всем о вечности. Сделай шаг, зайди в храм, оставь там груз своих грехов. Но столбы с гвоздями - это фарс, одобри сейчас такое - завтра будут призывать священника бегать по пляжам в плавках с транспарантом «Хочешь спастись - спроси меня как». Мы опускаем серьезность проповеди до пошлости, профанируем сакральное. У нас не должно быть такого - любой ценой привлечь, заманить, так поступают только тоталитарные секты. Не нужно пытаться достигать якобы благих целей сомнительными средствами». 
Как сообщали СМИ, некоторые прохожие интересовались: «Что это за сектанты?» - уж очень отдавало это протестантским душком. К слову, отец Андрей Кураев в отношении этой акции сказал, что хотя и нужно «искать возможность диалога с молодежью и осваивать разные миссионерские языки», важно при этом не терять того, что у нас есть, и не превращать все в «фаст-фуд». И с этим трудно не согласиться. 

Не все пути оправдывают цель 

Казалось бы, какое отношение эта акция имеет к, скажем, миссионерству отца Сергия (Рыбко)? На мой взгляд, прямое. Ведь вроде бы благие цели и миссия налицо. Но, опуская «серьезность проповеди до пошлости, до профанации», участники акции превратили ее в антимиссию. 
Теперь давайте поговорим о проповедях отца Сергия на рок-площадках. Приведу несколько отзывов: 
- Мне прыгающие под рок-музыку батюшки, осеняющие вместо крестного знамения публику сатанинскими козьими рогами, глубоко несимпатичны. 
Я хочу знать, где лежит предел такого рода «миссионерству». Желательно ответ официальный. Эдак у нас завтра все начнут на рок-тусовках оттягиваться, говорить невесть что. А мне и моим детям с этого прикажете пример брать? 
- Эта фотография - явный перегиб. Увидел бы ее какой-нибудь сомневающийся - что бы подумал? Я бы ничего не сказал, если бы не эти два пальца. Не монашеское это дело - рожки строить. 
- Когда я публиковал здесь эту фотографию, я честно не знал, кто на ней, подумал - вырядился кто-то батюшкой и зажигает. 
- Священникам можно появляться где угодно, не в этом дело. Но, появляясь, надо вести себя тактично, не ронять в грязь церковного сана, пытаясь стать «своим в доску». Эффект такого панибратства кратковременный и весьма нестойкий - перестанут уважать и те, и эти. Протестанты вон многие чуть не на бровях ходили, а толку? Даже среди сект наиболее сильны те, в которых иерархия и дисциплина. Клоунада способна, конечно, собрать толпу зрителей, но они посмотрят да и разойдутся, других клоунов смотреть. 
- Имя игумена Сергия (Рыбко) было названо в числе участников байк-фестиваля «Narva Bike», недавно проходившего в Эстонии. На сайте, посвященном этому мероприятию, опубликована его программа, в которой, помимо байкерских конкурсов, выступления различных рок-групп и проповеди отца Сергия, значится также конкурс татуировок и ночной стриптиз. 
На этом же сайте опубликовано интервью с отцом Сергием, где он в числе своих наиболее удачных миссионерских деяний называет прошлогоднее выступление на ежегодном российском рок-проекте «Нашествие». Что представляют собой подобные мероприятия и какую нравственность прививают молодежи их участники, видно хотя бы из некоторых отзывов в СМИ о «Нашествии-2009». 
Так, одна из участниц фестиваля - солистка группы «Ночные снайперы» Диана Арбенина - обратилась к зрителям со следующими словами: «Я посвящаю песню всем детям, которые будут зачаты в эти три дня на поле "Нашествия", а их, я думаю, будет немало» (Православные г. Калуги и Калужской области, 235 подписей). 
- Горе-проповедники не несут слово Божие несчастным одурманенным детям, а просто развлекаются вместе с ними. И если даже тот или иной молодой человек на каком-либо шоу прислушается к словам этих проповедников, то вряд ли оставит свое греховное увлечение, поскольку усвоит: Православие и субкультурное пространство - вещи вполне сочетаемые, раз они совмещаются у «миссионеров» (Светлана Казакова). 
- Рок-тусовки не самое подходящее место для проповеди, лучше оставить это дело самим рокерам, воцерковив их. Придя сами к Богу, возможно, своим примером они увлекут других. А то в результате миссионеры не рокерам проповедуют о том, какое замечательное христианство, а нам, православным, - о том, какой «хороший» на самом деле рок. 
- «Миссионерский эффект», по моим наблюдениям, в целом таков. Молодые уже воцерковленные люди (сужу по семинаристам), когда-то искренне завязавшие с рок-музыкой, вдруг, услышав проповедь отца Сергия или отца Андрея Кураева, решают, что не только «можно», но и «нужно», и возвращаются на свою, простите, блевотину. Один почтенный архимандрит недавно заметил, что раньше, входя в семинарские комнаты, он слышал церковное пение, а теперь звучит рок. Если этот процесс не будет остановлен, Церковь из неотмирной станет совсем мирской. 
Показательно в этом отношении мнение отца Евгения Соколова: «Некоторые наши миссионеры, общаясь с байкерами, рокерами, уподобляются им при попытке их воцерковить. Нельзя уподобляться всем тем, кого воцерковляешь. Между Православием и любой субкультурой пролегает пропасть. Наша задача заключается в том, чтобы показать эту пропасть, показать лживость и тупиковость их веры. Я готов пойти в любую падшую аудиторию, но при одном условии: я пойду к рокерам не тогда, когда у них идет концерт, а когда они готовы будут со мной спорить, беседовать. Но я никогда не скажу, что рок - это хорошо. Чтобы понять, каковы плоды рок-музыки, достаточно увидеть, во что превращаются площади после рок-концертов». 
Особенно мне запомнилось одно, на мой взгляд, очень верное рассуждение на одном из интернет-форумов: 
«Зачем вы смещаете акцент темы в область любви - нелюбви к заблудшим детям? Речь-то идет не об этом. В том, что им нужно помогать искать дорогу к храму, никто и не сомневается. Только узок путь и узки врата в Царствие Небесное, широка зато дорога ко греху. Священник есть подобие образа Божиего в Церкви. Такими были апостолы, такими были и миллионы священников в Православии. Посмотрите на приведенные фото отца Сергия. Вот некоторые говорят, что пока мы болтаем, отец Сергий приводит грешников в храм. Только где этот храм? Пока мы видим рок-клубы, рок-оперы, пиво и песни вместо молитвы. 
О путях проповеди говорю я, а не о том, надо ли проповедовать. Не все пути оправдывают цель, и не все пути ведут ко Господу. "Входите тесными вратами…" Апостол Павел нес слово Господне язычникам, он проповедовал им Евангелие. Но он не участвовал в языческих оргиях, наоборот, обличал их. Он не обнимал языческих идолов, а сокрушал их. За это снискал ненависть язычников, за это и был обезглавлен язычниками. 
Те, кого якобы окормляет отец Сергий (Рыбко), любят не Христа Господа, а отца Сергия, и любят его не за то, что он удерживает их от греха, а за то, что потакает их греху. 
Приведу пример. Пьянство - грех несомненный. По "миссионерской" логике отца Сергия, чтобы привести пьяниц ко Господу, можно поставить в храме бочку с пивом и пусть берет каждый сколько хочет, а в это время им читать проповедь. Уверяю вас, такой храм будет полон и очередь выстроится снаружи, дабы попасть в него. И это вы назовете современным миссионерством?» 
В этом отношении показателен фрагмент следующего письма: «Уважаемый отец Сергий! Я искренне рад, что в РПЦ появился священник, который наконец-то трезво оценил то, что именуется коротким словом "рок". Я счастлив, что среди служителей культа есть человек, который так же, как и я, на досуге ставит на "вертушку" "хиппов, зеппелинов, слэйдов"... Сам этот факт заставил меня, сорокалетнего, на многие вещи посмотреть под иным углом зрения». 

Антимиссионерство - предательство по отношению к молодежи 

Процитирую некоторые высказывания отца Сергия: 
- Я слушаю либо духовные песнопения, либо рок-музыку. До классики не доходят руки, рок меня трогает больше. Мои предпочтения: «Пинк Флойд», «Роджер Уотерс», «Назарет», «Роллинг Стоунз», «Дип Перпл», «Рэйнбоу»… Я нахожу много общего между роком и духовными песнопениями и иногда мысленно накладываю церковные песни на тяжелый рок - интересно, что бы получилось? Церковнославянский язык очень богат и красив, а если накладывается на тяжелый рок - впечатление сильнейшее производит. Вот группа Стаса Бартенева, бывшего гитариста «Черного кофе», так они «Христос воскресе» в тяжелом роке делают. Павел Смеян рок-оперы ставит, «Слово и дело», «Литургия оглашенных»... 
- У себя в келье я слушаю рок-музыку и не нахожу в этом никакого противоречия моей христианской и даже монашеской жизни. То, что вело и привело меня к Богу, не может быть злом. 
- Можно творить Иисусову молитву под звуки рок-музыки. 
- Сегодня самая главная задача миссии в том, чтобы показать, что мы не фанатики, не мракобесы. Церковь обвинили в мракобесии. То есть необходимо убрать этот ложный стереотип о Православии, что, например, православным грех смотреть телевизор, слушать музыку и т.д., что, вообще, христианство - это сплошная система запретов. Такой имидж должен быть искоренен. Когда в институт приходит современная девочка в черном платочке и в длинном платье и говорит, что нельзя смотреть телевизор, слушать радио и музыку, то на нее смотрят как на полоумного человека. И правильно делают, потому что ни к чему такое. И вообще, это не всем полезно - вдаваться в крайности. 
- При строящемся храме во имя Собора Московских святых в Бибирево у нас действует клуб современной музыки во имя блаженной Ксении Петербургской. Его посещает до тысячи человек местной молодежи. Желающих еще больше, но для всех просто не хватает места. За два с лишним года существования клуба не было никаких эксцессов, ни разу не вызывалась милиция, никто из прихожан никуда не жаловался. Правила у нас очень простые: пиво пить я разрешаю, но до определенной меры; говорить нормальным человеческим языком. Кроме музыкантов у нас собираются и художники, и философы. Никакой цензуры в песнях не навязывается. В клубе очень разнообразные группы и стили, я там присутствую как человек, который пьет чай, слушает музыку, просто общается. Никаких нотаций не читаю. 
- Панки у нас звонят на колокольне, им это нравится - они же барабанщики... 
Игумен Сергий (Рыбко), говоря, что несет свою миссию по благословению почившего ныне Патриарха Алексия Второго, своим критикам советует «быть более послушными священноначалию»: «Получается, что они хулой на Духа Святого погрешают, мешая делу проповеди Престола Божия своими инсинуациями. Пускай они об этом подумают». 
А вот ответ отца Андрея Кураева своим оппонентам: «Есть люди, не умеющие общаться за пределами храма. То есть, может быть, человек - замечательный батюшка, хороший проповедник, но у него нет таланта для общения с людьми вне храма, признаться себе в этом у него не хватает смирения. То есть вместо того чтобы себе поставить диагноз, он на самом деле свою инвалидность начинает канонизировать. Говорить, что на самом деле это - Православие. А то, что люди не понимают меня, а я не понимаю людей, - это проблема глубокой невоцерковленности православных. Вот и все. Поэтому в подобных дискуссиях у меня только одна реакция: вечно стоящие, не мешайте идущему!» 
Председатель Союза «Святая Русь» Алексей Добычин в статье «Апостасия в действии» приводит также следующие высказывания отца Сергия: 
- Почему-то никакая музыка, кроме рока, не трогает душу. Видимо, я принадлежу к поколению неисправимых рокеров. Слушаю и люблю то, что любил в молодости: прежде всего непревзойденный во всех отношениях «Пинк Флойд», затем «Юрай Хип», «Дип Перпл», «Назарет» , «Лед Зеппелин» , «Роллинг Стоунз»... 
- Мое неформальство вполне органично сочетается с православно-ортодоксальным мировоззрением, и я до сих пор считаю, что первым хиппи был именно Иисус Христос. 
В этом материале А.Добычин приводит некоторые факты в отношении творчества любимых отцом Сергием групп: 
- «Пинк Флойд», песня «Люцифер»: «Люцифер <...> всегда с тобой. Всегда рядом с тобой». 
- «Лед Зеппелин», песня «Дома святых»: «Пусть музыка станет твоим хозяином. Подчинись призыву хозяина. О, сатана...» 
- «Роллинг Стоунз» приняли сатанистскую ориентацию под руководством Мика Джаггера. Последний же не раз заявлял, что Антон Шандор Ла-Вей, основатель и верховный жрец «церкви сатаны», автор сатанинской «библии», вдохновляет их музыку. Джаггер был посвящен сатане и во все ритуалы черной магии. Он рассматривал себя самого как «воплощение Люцифера», а сатанисты называли его сатанинским архижрецом. Наиболее известные произведения «Роллинг Стоунз» включают в себя многочисленные гимны сатане. Один их альбом даже называется «Их сатанинским величествам». Песня «Симпатия к диаволу» - это официальный гимн сатанинской «церкви». 
В ней Люцифер говорит от первого лица и просит всех, кто с ним встретится, проявлять к нему симпатию». 
Также автор статьи сообщает, что недавно протодиакон Андрей Кураев, выступая в Волгоградской епархии, назвал Господа Иисуса Христа «главным менеджером нынешнего времени». 
Цитат из выступлений отца Андрея Кураева по Интернету «гуляет» множество, я приведу лишь несколько: 
«Ежели однажды я все-таки соглашусь стать священником, то это, понятно, будет студенческо-молодежный приход. И я скажу: "Тусняк, слушай сюда! Хаер (волосы. - А.З.) красить только по уставу: на Пасху в красный цвет, на Троицу - в зеленый, на Успенье - в голубой"» (авторская цитата отца Андрея). 
«Отец Андрей, подогревая аудиторию, ставил новые вопросы: как нам быть с неверующими? И предложил такой способ их обращения: "А пущай они нам завидуют!" Вот, к примеру, в воскресенье бабушка после Литургии пришла домой вся такая белая и пушистая, а ее внук-подросток после тяжелой дискотечной ночи, потрясенный ее сияющим видом, должен воскликнуть: "Бабка, блин, колись, чем колешься?!"» (в пересказе интернет-пользователя, присутствовавшего на лекции). 
Священник Иоанн Малышев, на мой взгляд, очень правильно заметил, что такое миссионерство отличается отсутствием благоговения. 
Или, скажем, в Интернете прошло сообщение, что рок-фестиваль в Перми игумен Сергий (Рыбко) открыл собственноручной игрой на барабанах. Священник Александр Колесников сказал: «Если это действительно делается для спасения одной овцы, которую отец Сергий хочет найти на рок-концертах, то не надо, по крайней мере, резать оставшихся девяносто девять». И, кстати, например, бывший рокер Андрей Петелин отметил: «Настоящие рокеры уже увидели лукавство. Увидели, что представитель Церкви стал заигрывать с ними. И это только подорвало авторитет Церкви и далеко отбросило тех людей, которые могли бы прийти в храм». 
Протоиерей Владимир Переслегин написал критическую статью «Богословие черного кожезаменителя. Антиаскетические опыты игумена Сергия Рыбко», в которой пришел к выводу: «Декларируя благие цели миссионерского служения Церкви, обращения молодежи ко Христу, мнимое "воцерковление" рока служит обратному - десакрализации Церкви, девальвации нравственных устоев и заповедей Божиих в массовом сознании молодых людей, обмирщению Церкви и потере ею той соли, которая одна в состоянии спасти от гниения, распада и духовной смерти как отдельную душу, так и социум. По отношению к молодежи это предательство со стороны церковных людей». 
Отец Владимир в статье приводит одно из размышлений молодого человека: «Я лично против любого стиля рока. Рок совершил наркотическую революцию, я сам пережил весь рок от легкого до деза, после чего чуть не потерял себя. После покаяния я слушал христианский рок, и он был для меня искушением. Рок - приманка диавола, и Бог не желает идти к людям методами диавола. Христианский рок - симулятор рока для христианина (кожезаменитель)!» 

Грани «миссии без берегов» 

Я просмотрела многие из интернет-форумов о миссионерстве, и особо запомнился кем-то сформулированный вопрос: «Что касается миссии отца протодиакона и отца игумена, то меня постоянно мучает вопрос: да, мы пришли в Церковь, но со Христом ли они и мы?» 
Посмотрите, к каким размышлениям приводит подобное миссионерство: «К.Кинчев приводит ко Христу тысячи людей. Поймите, что вера в том виде, который предлагаете Вы, скучна, неэнергична и непривлекательна, особенно для молодежи, а заслуга группы "Алиса" в том, что они смогли, не противореча Христу, показать, что быть православным, мыслящим и ищущим человеком - это круто! Далекий от Церкви подросток начнет понимать, что после прихода в Церковь жизнь вовсе не прекращается, а, напротив, становится более яркой и широкой». 
То есть приходит молодой человек с песней Кинчева в душе в храм, а там - исповедь, Литургия, пост, поклоны, покаяние… Приведу одно из возражений на вышеуказанную точку зрения: 
«Дмитрий, Вы очень серьезно заблуждаетесь. Быть православным христианином, спасать свою душу во Христе - это не "круто", после прихода в Церковь жизнь не становится яркой и широкой, потому что "тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их". 
Именно фарисеи ожидали от Христа земного величия и славы, учение Его было для них жестоким и "неинтересным". Современное фарисейство навязывает привлекательное и доступное "Православие для всех", и, подобно своим историческим предшественникам, оно агрессивно отторгает подлинное церковное христианство, лишенное мирских приманок. Обратите внимание на образ Кинчева: раскраска лица, татуировка, одежда (тяжелые сапоги, пояс с черепом), походка и выражение лица и глаз. Он предстает пред нами в демоническом образе, в образе служителя языческого культа. Что подчеркивается освещением (особенно красным) на фоне полумрака. Очень символично смотрятся вытянутые руки с "козами". Честно говоря, напоминает ад». 
Не могу не сказать и о следующих моментах. Ниже привожу цитаты отца Сергия с небольшими попутными комментариями. 
«По-человечески Борис Ельцин мне очень симпатичен. При всей своей противоречивости Борис Ельцин совершил настоящий гражданский подвиг, восстав против коммунизма. Я очень одобряю его действия и во время путча 1991 года, и в 1993 году». (Невозможно с этим согласиться, особенно если вспомнить кровавый октябрь 1993 года, о чем много писал наш журнал.) 
«Я тоже ярый антикоммунист, как и Власов, хотя мои родители были убежденными коммунистами. Я иногда спрашиваю себя, что бы я делал, попав в ту обстановку? Но за Сталина и советскую Родину воевать бы не стал. Чего ради воевать? Чтобы продолжались дальше колхозы, миллионы узников ГУЛАГа, 
оскверненные храмы и власть партийных бонз? Скорее всего, при первой возможности сдался бы в плен на милость победителя. Это не моя война. 
Далее, в фашистском концлагере чего ради я стал бы умирать? При первой возможности вступил бы в армию Власова, Гитлера, Муссолини, Черчилля, Пиночета и кого угодно. Затем постарался бы перебраться куда-нибудь, где можно спокойно жить и ходить в церковь. К моему счастью, я не родился в ту эпоху, иначе обязательно стал бы власовцем». 
При этом: «Симпатий к нацистам никогда не испытывал, чту память русских воинов, защищавших Родину от фашистов, среди которых был и мой дед, погибший на фронте». 
Комментарий. Глубоко убеждена в том, что наши отцы и деды защищали в годы войны не коммунистический режим, а Родину. С попытками реабилитировать генерала Власова согласиться невозможно, это настоящее предательство памяти миллионов погибших. Как нельзя согласиться с известной ныне книгой протоиерея Г.Митрофанова «Трагедия России: "запретные" темы истории ХХ века в церковной проповеди и публицистике», вызвавшей ожесточенные споры. Как невозможно принять то, что отец Георгий назвал празднование Победы в Великой Отечественной войне «победобесием». 
Это, конечно, тема отдельного разговора, всех интересующихся отсылаю к книге «Правда о генерале Власове» (сборник статей православных священников и публицистов), изданной недавно усилиями «Русской линии» и издательства «Русский остров». 
Игумен Сергий служил молебен о победе американского оружия в Ираке: «Если учесть, кто такой С.Хусейн, и его вклад в исламский фундаментализм, то война Америки представляется мне вполне справедливой. Молебен о победе американского оружия я уже отслужил. Кстати, в армии США немало православных». 
Комментарий. Лидер группы «Алиса» К.Кинчев по этому поводу публиковал открытое письмо к отцу Сергию, приведу его фрагмент: «По поводу Вашего мнения об американо-иракском конфликте 
у меня возникло чувство некоторого недоумения (мягко говоря). Я не склонен во всем доверять СМИ, но называть массовые демонстрации "жиденькими" и таким образом умалять сознание людей, понимающих опасность наступления США по всем фронтам, кажется мне опрометчивым. Хочется задать вопрос: Ваше мнение отражает позицию Русской Православной Церкви или это Ваша личная точка зрения, мнение отдельно взятого иеромонаха? Если это все-таки частное мнение, то хотелось бы, чтобы Вы акцентировали это в своих ответах, дабы не вводить людей в заблуждение. Если же Вы озвучили мнение РПЦ, то мы (группа "Алиса") уходим в раскол. 
Ваш молебен за победу американского оружия вообще "выбил из седла"! Отсюда следующий вопрос: при бомбардировке Югославии за победу какого оружия Вы молились? Вообще, Ваш ернический тон не достоин Вашего духовного звания (это говорит не о мудрости духовной, а, скорее, о душевной человеческой незрелости. Печально все это, отец Сергий. Слава Богу, мой духовник отец Владислав Свешников занимает диаметрально противоположную Вашей позицию, а потому ввергнуть меня в искушение раскола Вам не удастся». 
И наконец, очень показательна позиция игумена Сергия в конфликте вокруг Боголюбского монастыря, о котором миссионер сказал: «Там идея как у Пол Пота. Мол, современные монахи слабы, надо из детей воспитать таких железных людей, которые будут жить по монастырскому уставу 1807 года. Место само по себе нездоровое. Архимандрит Петр (Кучер), духовник монастыря, не признает паспортов, ИНН. У него антипатриархийная позиция. Все, что касается Патриарха, иерархии, подвергается критике». 
И далее: «И среди апостолов был Иуда. Земная Церковь - Церковь воинствующая, и зло в нее проникает». 
Председатель Союза «Святая Русь» А.Добычин подчеркнул: «Невозможно молчать, ознакомившись с хамским заявлением игумена-обновленца Сергия (Рыбко), сделанным в адрес Свято-Боголюбского монастыря и его духовника архимандрита Петра (Кучера). В паре с другим либеральным священником из Гусь-Хрустального отец Сергий "поучаствовал в судьбе" девочки Вали Перовой из Свято-Боголюбского монастыря. Передав ее в соросовский фонд "НАН", он дал старт клеветнической кампании против святой обители и ее 83-летнего духовника». 
А.Разумовский в статье «"Духовные власовцы" против ветерана» написал, что от батюшки, который «вращается в среде рокеров» и «стучит на барабанах в рок-концертах», вряд ли стоит ожидать «хорошего отношения к "ортодоксам" вроде отца Петра, культивирующим в своих монастырях традиционное Православие. Но даже этим вряд ли можно объяснить буквально сочащийся ненавистью пафос его вывешенных в Интернете "обличений" в адрес "мракобеса" и "сектанта" отца Петра (Кучера)... Здесь угадывается нечто большее, чем личная ненависть, - ненависть мировоззренческая. 
Чтобы понять ее истоки, достаточно вспомнить, что отец Сергий (Рыбко) - ... друг известнейшего в России лоббиста соросовских программ, пропагандиста легализации наркотиков (метадона) и "ювенальной юстиции" Олега Зыкова». 
Из статьи «Нормальные гонения» В.Семенко: «Боголюбово - самое миссионерское место на земле, в самом исконном православном, церковном смысле этого слова. Не потому ли так забезпокоились "фролеры" и Кураев, не потому ли неадекватно огромное количество виртуальной грязи за последнее время вылито на обитель? Так воспринимать такую чудную обитель могут только люди, совсем духовно нечуткие, черствые, лишенные любви и живого ощущения духовной реальности Церкви, сколько бы ни рассуждали о "миссии". "Технологи", понимаешь…» 
В другой своей статье - «Модернистский соблазн: "Наши новые миссионеры" и философия постмодернизма» - В.Семенко заметил: «Проект "миссии без берегов", или массовой миссии, постмодернистский по своей природе, содержит в себе вирус, губительный для земной Церкви. Вместо углубления в Традицию, с упором на духовную жизнь (без чего невозможно дело спасения) он "заточен" на ее выхолащивание». 
Нужно сказать, что история вокруг Боголюбского монастыря оказалась лакмусовой бумажкой, показав, кто есть кто, а также ответив на вопрос, какое миссионерство является сегодня единственно необходимым - несущим молодым сердцам не соблазн, а Свет. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать исповедь послушницы монастыря Алевтины Теленковой, эту «тихую проповедь», как сказал А.Фефелов, «о великой радости жизни во Христе и со Христом»: 
«Прочитав ее исповедальную историю, успокоенные сторонники золотой середины, миряне и клирики, наделенные "позитивным мировоззрением", желающие быть модными и "актуальными", должны бы устыдиться. Ведь эта молодая женщина ставит вопросы духа. И, как отчетливо видно из текста, вектор судьбы ведет ее к Тому, чье Царство не от мира сего». 

Недавно СМИ сообщили, что протодиакон Андрей Кураев назначен председателем Редакционной коллегии по написанию методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы. Исходя из всего вышесказанного, трудно, на мой взгляд, не согласиться с мнением известного писателя В.Крупина: «Конечно, отец Андрей - заметная, яркая личность. Вместе с тем в нем есть эпатаж и некоторая страсть к острому словцу, приседание перед аудиторией. Молодежи нравится, что он говорит на ее жаргоне. Ну и что с того? Разве от этого молодежь в большей степени обращается к Церкви? А ведь учебник по "ОПК" должен быть написан на серьезном уровне, должен быть взвешенным, выверенным. Учебник должен прежде всего воцерковлять детей». 
В погоне за массовостью есть серьезная опасность потерять главное - благодатную чистоту и неотмирность нашей православной веры. А мы должны сохранить и передать ее детям - неповрежденной. А значит, спасительной.

Категория: Православная информация | Добавил: pinpopov2316 (09.02.2010) E W
Просмотров: 873 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]