"Святая Успенская Киево-Печерская Лавра"
Главная » Статьи » Православная информация

«Мы переживаем эпоху Отцов»
На недавнее торжество святого апостола Андрея в Стамбуле прибыла ватиканская делегация, возглавляемая Куртом Кохом, в сопровождении кардинала по содействию христианскому единству Б.Фаррелла и пастора А.Пальмиери, заведующего Восточным отделом папского совета. Представители Ватикана приняли участие в Божественной литургии, которую совершил Вселенский Патриарх Варфоломей I в патриаршем храме на Фанаре. После Литургии состоялась встреча с Патриархом и беседа с Синодальной комиссией по отношениям с католиками (агентство «Радио Ватикана»).
В материалах нашей рубрики мы неоднократно прибегаем к цитированию Святых Отцов Церкви о католиках как еретиках, отпавших от Истины в 1054 году и до сего дня не покаявшихся. Вспомним и близкого к нам по времени Паисия Святогорца. «Старец говорил: "Для того чтобы вместе помолиться с кем-то, нам необходимо сначала прийти с ним к согласию в вере". Если священнослужитель соучаствовал в общих молитвах с инославными, старец прерывал с ним всякую связь и избегал встреч с ним» («Житие старца Паисия»).
Как мы уже сообщали, год назад Синод РПЦ утвердил состав рабочей группы по подготовке современного Катехизиса РПЦ. Возглавил ее председатель ОВЦС митрополит Иларион. В интервью порталу «Седмица.Ru» владыка отметил, что над Катехизисом будут работать «члены рабочей группы, назначенной Священным Синодом, авторитетные пастыри и богословы нашей Церкви, знатоки святоотеческого богословия». Между тем недавнее заявление апостольского нунция в РФ Антонио Меннини, отметившего, что в связи с подготовкой Катехизиса РПЦ Католическую Церковь попросили поделиться опытом подобной работы (радио «Ватикан»), вызвало у православных недоумение. Член Богословско-канонической комиссии при Синоде УПЦ МП отец Георгий Городенцев, комментируя его на сайте «Русской народной линии», усомнился в правдивости слов католического иерарха.
Однако «никаких опровержений от кого-либо из членов рабочей группы по составлению Катехизиса до сих пор так и нет. Такое положение дела может поспособствовать дальнейшему нарастанию недоверия к ряду иерархов и современных богословов РПЦ, тем более что ранее разработчик нового Катехизиса митрополит Иларион добился запрета на распространение через книжную сеть РПЦ "Православного противокатолического катехизиса". Последует ли опровержение на заявление нунция или же действительно в разработке Катехизиса поучаствуют католики - покажет время» («Информ-Религия»).
Напомним высказывание владыки Илариона в одном из интервью: «Диалог с противниками межхристианских контактов в нашей Церкви имеет место, их мнение принимается во внимание при составлении соборных документов, при принятии соответствующих решений». Логичен вопрос, заданный в связи с этим редакцией журнала «Благодатный огонь»: «Где и когда мнение консервативно настроенной части духовенства и мирян в последнее время учитывалось? Где и когда состоялся с ними диалог в любой нормальной представительной форме (не говоря уже о честных и открытых богословских дискуссиях)?»
А вот мнение митрополита Илариона о возможности русификации богослужения (интервью радио «Орфей»): «За богослужением на утрене положено читать две кафизмы (каждая около десяти-двенадцати псалмов) из Псалтири. Когда читают по-славянски, это, как правило, людям непонятно. Они скучают, зевают и ждут, когда эта часть службы закончится и начнется пение полиелея. Во многих приходах кафизмы не читают вообще, или читают по два-три псалма или даже по два-три стиха из псалма. Я хотел бы спросить, что лучше: прочитать эти псалмы по-русски или не читать их вообще? Современная церковная действительность дает ответ, что лучше не читать вообще. Зайдя в обычный московский храм, вы не услышите кафизмы или же услышите какие-то их обрывки».
Комментарий редакции «Благодатного огня»:
«Взял бы такой архипастырь да и стал бы разбирать с народом церковнославян-ский текст кафизм с первого стиха, которые прихожане наши очень любят. Ведь не гнушались таким "тяжким трудом" ни святитель Афанасий Великий, ни святитель Иоанн Златоуст, но просвещали свою паству…
А если спуститься с неба на землю, то кафизмы во многих храмах читают, и прихожане в это время не скучают, не зевают и не ждут, когда эта часть службы закончится, как полагает почему-то владыка Иларион, а усиленно возносят свои моления к Подателю всех благ Господу нашему Иисусу Христу, ибо Псалтирь для большинства православных верующих является абсолютно понятной и неотъемлемой частью их молитвенного делания: славянская Псалтирь, восприняв помазанность Духа Святаго, глаголавшего через Псалмопевца, стала любимой книгой для домашнего чтения православных христиан после Священного Евангелия и Апостола».
В интернет-СМИ продолжает активно обсуждаться «кишиневский инцидент». Официальный представитель Молдавского Митрополита при МП отец Геннадий Цуркану в недавнем интервью «Независимой газете - Религии» отметил: «Решение о том, что тот или иной человек - еретик, а это значит, что его следует отлучить от Церкви, принимает не протодиакон А.Кураев, а как минимум Поместный Собор РПЦ. Кураев не имеет права публично высказывать обвинения такого рода. Если ты как богослов видишь серьезные канонические нарушения, собери доказательства и передай их церковному суду, а суд после рассмотрения передаст выводы Священному Синоду для принятия решения».
В отношении «Общества блаженной Матроны» и его духовника отца Анатолия Чибрика было отмечено: «Протоиерей Анатолий давно известен в Молдове. Он и ранее что-то предпринимал: возил по всей стране мощи святых, при которых собирались какие-то средства для непонятных целей, потом организовал забрасывание яйцами кинотеатра во время показа фильма "Код да Винчи", разрушил еврейскую ханукию в центре Кишинева. Святой Иоанн Златоуст говорит, что священник должен быть как живая икона, а как "живая икона" может забрасывать яйцами кинотеатр?.. Если сейчас жестко пресечь деятельность протоиерея Чибрика, я боюсь, что в Молдове возможен раскол. Он уже привез старца Рафаила (Берестова) с Афона, подключил Почаевскую Лавру».
И далее об отце Андрее Кураеве: «У А.Кураева тоже достаточно скандальная репутация… Он может произносить проповедь два часа и ни разу не упомянуть имени Христа, зато увлекается обвинениями в адрес оппонентов. Просто не надо путать проповедь с болтовней, это огромная разница».
Нельзя не отметить откровенные до цинизма высказывания о нынешней ситуации в Церкви одного из лидеров так называемой «Ассоциации православных экспертов» В.Милитарева: «Кучеровская встряска объединила всех маргиналов, они выступили против Церкви единым фронтом и продолжают объединяться, к ним присоединяются все новые и новые силы, едут в Боголюбово поддержать Кучера».
Автор предлагает: «Чибрика разобрать по косточкам за отца Андрея Кураева, владыку Почаева прижать за 10-летние епитимии, которые дают его подопечные паломникам, и подобные моменты, "Русскую линию" привлечь к ответу за клевету на Патриарха и других деятелей Церкви, Кучера за детей, покаянный чин, за его книгу, за безконечное количество скитов, открытых без благословения епископа. Рафаила Берестова за то, что он, не будучи архиереем, выступает с публичными призывами… Произойдет "сердечная аритмия" общемаргинального организма, паразитирующего на теле Русской Церкви".
Ситуация в СПЦ становится все более прозрачной. Множество статей появляется о почившем сербском Патриархе Павле с последующим анализом современной церковной ситуации. Д.Вукадинович в материале «Осень Патриарха Павла» пишет, что во дни кончины Патриарха скорбь просто изливалась по улицам Белграда и сербским домам, это был «вопль из глубины народной души о потере опоры и последнего общенационального авторитета». И вот как спустя год оцениваются итоги деятельности нового Патриарха Сербского Иринея (Гавриловича) на сайте «Русь-Фронт»:
«В настоящее время словно Мамай прошел по многострадальной Косовской земле… Косовская епархия разгромлена, монахи разогнаны, некоторые лишены сана. Епископ Рашко-Призренский Артемий беззаконно лишен кафедры. Всеми своими действиями Патриарх Ириней и его экуменические сообщники пытаются заставить владыку уйти в раскол. В то же время наблюдается заискивание в отношениях с Ватиканом и Вашингтоном. Такого Патриарха еще не знала история СПЦ».
На днях стало известно, что Патриарх Ириней посетил белградскую синагогу «Сукат шалом» и зажег одну из восьми ханукальных свечей. Среди участников также были: президент Сербии Борис Тадич, епископ Бачский Ириней, главный муфтий Сербии Хаджи Мухаммад Эффенди Юсуфспахич, папский нунций в Сербии Орландо Антонини.
В эти же дни (7 декабря) церковный суд СПЦ лишил священнического сана и монашества ряд священнослужителей - сторонников владыки Артемия (17 человек). Наложенное на них запрещение Причащения Святых Таин остается в силе до принесения покаяния. Также Церковный суд предупредил, что возможные «священнодействия» указанных лиц будут лишенными благодати.
Владыка Артемий, недавно отслуживший Божественную литургию в храме святого Иоанна Предтечи в селе Люляци (на которой присутствовало более тысячи человек со всей Сербии), в интервью сербскому изданию «Новости» подчеркнул, что согласно Уставу Сербской Церкви вина его должна быть доказана Церковным судом, а лишение его епископского сана без судебного расследования не является каноничным решением.
Как справедливо пишет А.Джигич в статье «Автогол, или Жертва фигуры владыки Артемия»: «В личности Патриарха и отдельных органов управления Церковью формируется некий вид церковной власти, аналогичной мирской. Вводятся срочные заседания, голосование большинства, пресс-конференции, что больше напоминает работу мирских, чем церковных органов. Голосование путем принятия решений большинством голосов, срочно, по вопросу о том, является ли кто-то еретиком или раскольником, неуместно... Что бывает с теми 5, 6-7 владыками, которые голосуют против?! Они что, тоже теперь еретики и раскольники? Получается, что их мнение ошибочно и менее ценно лишь только потому, что на голосовании они были в меньшинстве? Если бы в религиозных вопросах решало большинство, то все мы уже принадлежали бы к одной вере, той, которая в большинстве».
Профессор Фессалоникийского университета протопресвитер Феодор Зисис (об антиэкуменической позиции которого мы писали в предыдущих материалах) о гонимом владыке Артемии сказал так: «Это накладывает большую скорбь, но несет и большую надежду, поскольку вновь возрождает время Святых Отцов, доказывает, что мы переживаем эпоху Отцов по причине происходящих вызовов. Владыка Косовский Артемий идет по пути, по которому шел и святитель Иоанн Златоуст, - нечестивое отлучение, изгнание и гонения». Отец Феодор подчеркнул, что даже если «против владыки будут весь мир и соборы - священные каноны и Истина пребывают на стороне епископа Артемия».
Категория: Православная информация | Добавил: pinpopov (27.12.2010) E W
Просмотров: 884 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]