"Святая Успенская Киево-Печерская Лавра"
Главная » Статьи » Духовные основы болезней » Если бы болезнь могла говорить

Россия, которую мы потеряли

Одной из основных характеристик и отличительных черт современного российского общества является его чудовищная разобщенность. Атомизация достигла критических пределов. Единства нет ни в народах, ни в социальных группах, ни в трудовых коллективах и творческих сообществах... Еще печальнее, что единства нет даже в большинстве семей. Но и это не предел. Единства, цельности нет даже в отдельно взятой личности. Наиболее характерно это для русского народа. На причинах этого явления останавливаться не буду. Думающий читатель знает их прекрасно. Хочу сказать только то, что длительное изучение этого явления показало, что из глубины души наши люди стремятся быть вместе. Это их глубинные, базовые установки, их матрица. Но налипшая грязь гордости, тщеславия, себялюбия и прочих пороков, питающихся гордыней, не дает воплотиться этим центростремительным импульсам.

Ища выход из этой ситуации, те немногие, кто еще не утратил чувства общности, выбирают для объединения определенные ориентиры. Чаще всего это ориентиры из прошлого, из того времени, когда общность, общинность, соборность, единение были нормой жизни. И ориентиры эти чаще всего и являлись тем соборным, объединяющим началом, вокруг которого собирались люди. Безусловно,  для русских людей основой единения вот уже тысячу лет является Православная вера.

Потребность в духовном центре, тем более, имеющем глубокие традиционные исторические и культурные корни, у русского человека сегодня как никогда велика. Однако если не закрывать глаза на действительность, совершенно очевидно противоречие: есть потребность в вере, есть легкодоступное средство ее реализации - Церковь, но удовлетворения потребности не происходит. В чем же дело? Почему 80% русских людей не снимая с себя, носят крестик, но только 2-3%, более менее, регулярно ходят в церковь? Где происходит нестыковка? Почему многие верующие предпочитают молиться дома? Это ли последствия атомизации общества?

Конечно, вопросов может быть и больше. И ответы на них не всегда будут объективны и однозначны. Но приходится признать один неоспоримый факт: те деструктивные явления, которые пропустил через себя русский народ, не оставили неповрежденными ни одного общественного института и практически ни одной личности. В этой связи особенно актуальным видится не только поиск ориентира для объединения, но приведение этого ориентира в первозданный, неизуродованный вид, очистка его от «накипи» сиюсекундных человеческих страстей.

Сегодня многие очень гордятся возрождением Русской Православной Церкви, ее возрастающей ролью в жизни общества. Вот уже без малого четверть века, как народ наш получил полноценное право на приобщение к своей вере. Почему же до сих пор мы не видим благотворных плодов? Надо понимать, что в 986 году Христианство пришло на Русь к уже глубоко верующим людям. И пусть они верили иначе, но этот образ жизни, это миросозерцание, это самоощущение были им знакомы. В 1986 году, тысячу лет спустя, Христианство пришло к народу неверующему, атеистичному, оторванному не только от веры, но и от традиций предков. Оно пришло в потоке очередной «перестройки», переделки жизни, пришло не как судьбоносное явление, а скорее «заодно» с гигантской массой общественных преобразований, путавших и сбивавших с толку, не дававших людям сосредоточиться, соблазнявших прожектами и кормивших «завтраками». Нужно честно смотреть правде в глаза: похвастаться Русской Православной Церкви почти нечем. Я прекрасно понимаю, что многие возмутятся такой постановкой вопроса и начнут перебирать все так называемые достижения - реставрацию и постройку храмов, открытие монастырей, возобновление паломничества, обилие литературы и так далее... И, действительно, получится много всего, огромный список... кроме спасенных душ. Давайте проведем сравнение. В любом крупном городе России на сегодняшний день количество храмов примерно равняется количеству гипермаркетов. Сколько людей при этом ежедневно посещает гипермаркет? Не менее десяти-двадцати тысяч! А сколько храм? Даже в дни Двунадесятых Праздников и Родительских суббот количество прихожан и близко не может идти в сравнение с числом, увлеченных шопингом. Почему у русских потребность в пище духовной несравнима с потребностями материальными?

В этой связи нелишним будет вспомнить, какой была жизнь русского народа раньше, в теперь уже далеком семнадцатом веке, поминаемом многими в контексте эпохи Святой Руси. Для большей объективности, обратимся к стороннему взгляду на русскую действительность, так как мы скорее склонны верить тому, что говорят о нас иностранцы, чем самим себе.

 

Записи для соотечественников архидиакона Антиохийской Церкви Павла Алеппского, пребывавшего в России в 1654-1656 годах:

«Представьте себе, читатель, они стоят от начала службы до конца неподвижно, как камни, непрерывно кладут земные поклоны и все вместе, как бы из одних уст, поют молитвы; и всего удивительнее, что в этом принимают участие маленькие дети. Усердие их к вере приводило нас в изумление. О, Боже, Боже! Как долго тянутся у них молитвы, пение и Литургия!»

«Мы дивились на порядки в их церквах, ибо видели, что они все - от вельмож до бедняков прибавляли к тому, что содержится в постановлениях Типикона, прибавляли постоянные посты, неуклонное посещение служб церковных, непрестанные большие поклоны до земли, пост ежедневный до девятого часа (т.е. примерно до 3 часов дня) или до выхода от обедни. Ибо у них нет различия между чином монастырей и чином мiрских церквей - все равно».

«Знай, что в этой стране обедня совершается с полным благоговением, страхом и уважением к святым. Диакон всякий раз, как скажет ектению и войдет в алтарь, делает три поклона перед престолом, целует его, кланяется архиерею или священнику».

«В этой стране московитов принято отнюдь ничего не класть на престол, даже Служебника священнического - ничего кроме Евангелия и креста. Мы были очень осторожны в этом, не клали ни трикирия, ни платка, ни касались рукой и т.п.».

«Что касается их крестного знамения, то достаточно назвать его московским - оно совершается ударом пальцев о чело и плечи. При произнесении (за богослужением) умилительного имени: Богородица - все они стукаются лбами о землю, становясь на колени по любви к умилительному имени Девы, также поступают их мальчики и девочки, ибо вскормлены молоком веры и благочестия. Как они умеют кланяться присутствующим?! А мы не умеем креститься подобно им, за что они насмехаются над нами, говоря: «Почему вы проводите каракули на груди, а не ударяете пальцами о чело и плечи, как мы?» Мы радовались за них. Какая это благословенная страна, чисто православная!»

«Гордость им совершенно чужда, и гордецов они в высшей степени ненавидят. Так мы видели и наблюдали, Бог свидетель, что мы вели себя среди них как святые, как умершие для мiра, отказавшиеся от всяких радостей, веселья и шуток, в совершеннейшей нравственности, хотя по нужде, а не добровольно».

«Все жители в течение ее (первой седмицы Великого поста) не производят ни купли, ни продажи, но неопустительно присутствуют за богослужениями в своих церквах. Царские ратники обошли питейные дома, где продают вино, водку и прочие опьяняющие напитки, и все их запечатали, и они оставались запечатанными в течение всего поста. Горе тому, кого встречали пьяным или с сосудом хмельного в руках! Его обнажали в этот сильный холод и скручивали руки за спиной: палач шел позади него, провозглашая совершенное им преступление и стегая его по плечам и спине длинной плетью из бычьих жил: как только коснется тела, тотчас же брызнет кровь».

«Мы заметили, что они казнят смертью без пощады и помилования за четыре преступления: за измену, убийство, святотатство и лишение девицы невинности без ее согласия. Мы видели, что некоторым срубали головы секирой на плахе. Это были убийцы своих господ. Видели, что одного сожгли в доме, который сделали для него на площади, он умышленно поджег дом своего господина. Непременно сжигают содомита. Также кто поносит Царя, никогда не спасется от казни, как мы тому были свидетелями».

«Больше всего мы дивились их чрезвычайной скромности и смирению перед бедными и их частым молениям перед всякой встречной иконой. Каждый раз, когда они увидят издали блестящие кресты церкви, то хотя бы было десять церквей одна близ другой, они обращаются к каждой и молятся на нее, делая три поклона. Так поступают не только мужчины, но еще более женщины».

«Московиты множеством своих молитв превосходят, быть может, самих святых, и не только простолюдины, бедняки, крестьяне, женщины, девицы и малые дети, но и визири, государственные сановники и их жены».

«У всякого в доме имеется безчисленное множество икон, украшенных золотом, серебром и драгоценными камнями, и не только внутри домов, но и за всякими дверями, даже за воротами домов; и это бывает ни у одних бояр, но и у крестьян в селах, ибо любовь их к иконам и вера весьма велики. Они зажигают перед каждой иконой по свечке утром и вечером; знатные же люди зажигают не только свечи, но и особые светильники».

«У всех них на дверях домов и лавок и на улицах выставлены иконы, и всякий входящий и выходящий обращается к ним и делает крестное знамение. Равно и над воротами городов, крепостей и укреплений непременно бывает икона Владычицы  внутри и икона Господа  снаружи в заделанном окне. И перед нею ночью и днем горит фонарь. Также и на башнях они водружают кресты. Это ли не благословенная страна? Здесь, несомненно, христианская вера соблюдается в полной чистоте. Исполать им! О, как они счастливы!»

«Мы простояли с ними на ногах целых семь часов на железном полу, при сильном холоде и пронизывающей сырости. Но мы почерпали себе отраду в том, что видели у этого народа. Мало было Патриарху продолжительной службы и длинного синаксария: он еще прибавил в конце проповедь и многие поучения. Бог да даст ему чувство меры! Он не пожалел ни Царя, ни даже нежных детей. Я хотел бы знать, чтобы у нас сказали и стали бы так терпеть! Но нет сомнения, что Творец (да будет прославлено имя Его!) даровал русским Царство, которого они достойны и которое им приличествует за то, что все заботы их - духовные, а не телесные. Таковы они все».

Хваля мудрое управление русским государством, отец Павел прибавляет: «Все это происходит оттого, что они знают о случившемся с греками и о потере ими Царства. Да расширит Бог их разум и умение управлять еще более того умения и разума, которое мы видели! Пусть никто не говорит, что христианам господство не подобает, ибо кто не видел собственными глазами, тот, быть может, не поверит этим известиям и описанным нами превосходным качествам, но Бог - свидетель, что я лжи не говорю и не взял с них взятку за то, что так хвалю их ум и хорошее управление».

«Обрати внимание на эти обычаи и прекрасные порядки, кои мы наблюдали: как они хороши! Но правду сказал наш владыка Патриарх (Антиохийский Макарий): «Все эти обычаи существовали прежде и у нас, во дни наших Царей, но мы их утратили, они перешли к этому народу и принесли у него плоды. Коими он превзошел нас».

«Что за благословенная страна! Она населена только христианами, в ней нет ни одного ни жида, ни армянина, ни невера какой бы то ни было секты: здесь даже не имеют понятия о них. Здесь повсюду и на дверях домов, и на дверях лавок, и на улицах, и на дорогах стоят св. иконы, к которым каждый, при входе и выходе обращает лице с крестным знамением. Да!.. это поистине благословенная страна и здесь христианская вера сияет и сохраняется в своей несомненной чистоте».

«Что сказать о твердом и неослабном исполнении ими всех религиозных обязанностей! Что сказать о самих этих обязанностях, которых достаточно для того, чтобы волоса дитяти поседели, и которые однако тщательно выполняются и Царем, и Патриархом, и боярами, и боярынями, и Царевнами? Разве они не чувствуют усталости? Разве они железные, что могут жить без еды и выстаивать длинные службы на морозе, не обнаруживая утомления? Без сомнения эти русские - все святые, ибо превосходят своим благочестием даже пустынных отшельников. Богу угодно было сделать этот народ Своим - и он стал Божиим - и все его действия от Духа, а не от плоти».

Описывая торжество в Неделю Православия: «Бог знает, какой стыд мы почувствовали перед москвичами, пред их Царем и боярами, увидав иконы Седми Соборов и Греческих императоров еретиков на дорогах. Ведущих прямо в геенну. Собственные Государи русских более 700 лет преемствуют друг другу на престоле, и ни один из них не показал себя ни врагом св. икон, ни еретиком: лично все они были святые и никогда не оскверняли Царств своих - подобно греческим императорам - войнами против св. икон, ересями и нововведениями. Москвичи смеются над греками и их Империей, говоря: «Смотрите, вот греческие императоры, от которых мы получили свет, - как они злодействовали в Св. Церкви, вооружились против св. икон, как - в чаду развращения и злобы преследовали Патриархов, епископов и весь священный чин, равно и всех благочестивых людей, и гнали их хуже, чем язычники!» Впрочем, как было не злодействовать греческим императорам, когда на престоле сидели такие люди, как Лев Армянин и ему подобные, которые, выйдя в цари из ослиных и лошадиных пастухов, не принадлежали к Царскому Роду, ни к греческому народу;- или такие царицы, как Евдоксия. Бившая по щекам св. Иоанна Златоустого, или такие, которые злоумышляли против своих мужьев, и погубив их, возводили в Императоры того, кого брали на свое ложе? Пусть бы лучше Бог изгладил всякую память о них, об их безславии и праздных забавах, которыми они - подобно несмысленым детям - тешили себя во все время царствования и рассказ о которых может заставить краснеть всякого юношу»...

 

Игорь  Карпов


Категория: Если бы болезнь могла говорить | Добавил: pinpopov (05.02.2013)
Просмотров: 854 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]