Главная » Статьи » Мои статьи |
НАРОДНОЕ ПИСЬМО
В Священный Синод Русской Православной Церкви Московской Патриархии Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Кириллу, митрополиту Калининградскому и Смоленскому НАРОДНОЕ ПИСЬМО Ваши Высокопреосвященства, благословите! Мы, нижеподписавшиеся обращаемся к Вам с просьбою разобраться в сильно смущающих наши души фактах современной церковной жизни. Согласно появившейся на сайте www.blagovest-info.ru (http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=17120 &print=1) информации, Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), выступил 16 ноября 2007 года на круглом столе «Церковно-практические аспекты православной сакраментологии», состоявшегося в рамках V Международной богословской конференции РПЦ. Там он сделал ряд высказываний, по нашему мнению не соответствующих вероучению Православной Церкви. На поставленный вопрос о молитве с инославными, вызванный той «озабоченностью, которая высказывается людьми в отношении так называемых совместных богослужений», и на «озабоченность», которую проявили «некоторые группы православных после пребывания Патриарха Алексия II в парижском соборе Нотр Дам в октябре этого года», Высокопреосвященнейшим митрополитом Кириллом публично и открыто было заявлено следующее: «Канон о запрете молитвенного общения с так называемыми еретиками (далее все выделения наши) – это очень правильный канон, его ни в коем случае нельзя редуцировать, снимать с повестки дня. Главная цель этого канона в том, что он предотвращает разрушение Церкви. Цель канона в том, чтобы избежать мимикрии (мимикрия от греч. mimikós – подражательный). Раскол всегда мимикрирует под истинную Церковь, а если люди молятся вместе, создается иллюзия единства. Для того чтобы ясно сказать, что раскол губителен, с раскольниками и еретиками не молились и не молятся. Именно путем канона нужно изолировать эту опасную для единства Церкви группу от церковного общения. И сейчас данный канон не утратил своей важности, например, он в полной мере работает по отношению к раскольникам на Украине. Однако этот же канон, не работает в современной межхристиан-ской ситуации, т.к. угроза для единства Церкви здесь отсутствует. Допустим, отношения Православных Церквей и Католической, Православных Церквей и протестантских Церквей на уровне международных организаций полностью исключают эту опасность, потому что ни о какой мимикрии речь не идет. И опасность того, что совместная молитва, скажем, произнесение «Отче наш» (я не говорю о совместном богослужении), что это подорвет единство Церкви – эта опасность не работает сейчас. Поэтому люди собираются и говорят: «Давайте вместе помолимся», но не для того, чтобы ввести кого-то в заблуждение и оторвать чад, а для того, чтобы помолиться вместе о своих грехах, о том, например, что мы до сих пор разделены». Подытоживая, митрополит подчеркнул, что является сторонником «очень строгого исполнения» этого канона «в тех ситуациях, ради которых он был сформулирован, т.е. когда необходимо защитить единство местной христианской общины». Именно поэтому митрополит Кирилл «категорически против молитв сегодня с раскольниками на Украине, потому что это действительно мимикрия, которая будет разрушать церковное единство». Однако он считает «допустимым» молитвенное общение в ситуациях, не угрожающих единству Церкви. Вместе с тем, глава ОВЦС подчеркнул, что это общение возможно для православных только «с благословения священноначалия и не по принципу самостийности». Он пояснил: «Человек не должен сам определять меры своего участия в молитве с другими. Он должен следовать пастырским указаниям своей Церкви» и порекомендовал обращаться к «очень хорошим руководящим указаниям», которые даны «в документе, принятом Архиерейским собором в 2000 г, об отношении к инославию». В связи с вышеприведенными словами митрополита Кирилла (Гундяева) мы обращаемся к членам Священного Синода с просьбой дать каноническую и церковно-правовую оценку этих высказываний. Мы глубоко смущены происходящим на наших глазах отступлением от чистоты православного вероучения. Смиренно просим членов Священного Синода разрешить наши недоумения и призвать к ответу за смущающие высказывания митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева). Ниже мы приводим наше понимание публичных заявлений Высокопре-освященнейшего митрополита Кирилла смущающих наши души своей двойственностью или открытой не православностью. 1. Мы категорически не согласны с высказываниями митрополита Ки-рилла: «с так называемыми еретиками», «с раскольниками и еретиками не молились и не молятся» при том, что он считает «допустимым» молитвен-ное общение, когда «угроза для единства Церкви здесь отсутствует. Допустим, отношения Православных Церквей и Католической, Православных Церквей и протестантских Церквей». Все эти высказывания наводят нас на мысль о том, что митрополит Ки-рилл не признает католиков и протестантов настоящими еретиками вопреки ясному учению Православной Церкви: «Нововведенное мнение, будто Дух Святый исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь, и последователи его, кто бы они ни были, - еретики; составляющиеся из них общества суть общества еретические, и всякое духовное и богослужебное общение с ними православных чад Соборной Церкви - беззаконно». («Окружное послание единой Святой Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам». 1848г.) 2. Следующие высказывания митрополита Кирилла по нашему мнению также противоречат православному пониманию церковно-канонического учения: «Канон о запрете молитвенного общения с так называемыми еретиками – это очень правильный канон, его ни в коем случае нельзя редуцировать, снимать с повестки дня.… Однако этот же канон, не работает в современной межхристианской ситуации, т.к. угроза для единства Церкви здесь отсутствует… потому что ни о какой мимикрии речь не идет». Митрополит Кирилл на словах не желает «редуцировать» «канон», но одновременно дает ему бездоказательную интерпретацию «нерабочего». Он так же присваивает себе право толковать каноны на свой лад, вводя понятие «мимикрии» и искусно жонглируя им. В свое время подобные действия Православной Церковью были канонически осуждены: «Явно предавшиеся страстям своим не только не ужасаются наказания, определяемого священными правилами, но дерзнули даже насмехаться над оными. Ибо они изменяют оные и, ради страстной воли своей, искажают смысл их, дабы, по избытку страстного обольщения, как речено Григорием Богословом, зло казалось у них не только не осудительным, но даже божественным…». Правило 10-е. Константинопольского Двукратного Собора. Целью канонов, запрещающих молитвенное общение с еретиками, является в первую очередь не опасность «мимикрии» как учит митрополит Кирилл, а достижение спасения. Церковь в любом молитвенном общении с инославными всегда видела, прежде всего, серьезную угрозу для духовного здоровья православного человека, входящего в это общение. Единство в молитве возможно только при единстве в вере, и сама совместная молитва является наивысшим сакральным актом единства молящихся, как мы и молимся о даровании этого единства на Божественной Литургии: «возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы (т.е. исповедуем). Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу единосущную и не раздельную». Любое молитвенное общение с еретиками Церковь всегда расценивала и как измену Православию, независимо от обстановки и условий в каких совершается совместная молитва. Поэтому, проводимые сегодня молитвенные общения с инославными христианами, римо-католиками и протестантами, в действительности создают ложное впечатление о единстве Православной Церкви с этими деноминациями. Огромное смущение и возмущение, которое вызывает у большинства православных людей любое известие о совместной молитве с еретиками, говорит о ложности и пагубности мнения митрополита Кирилла, что «угроза для единства Церкви здесь отсутствует». Именно в этом состоит угроза настоящего раскола. Епископ Никодим (Милаш), разъясняя значение и содержание слова каноны, говорит об их общеобязательности: «Они доселе имеют силу в православной Церкви, как положительные и обязательные законы для всех и каждого, кто есть член этой Церкви». Об обязательности и неизменности канонических постановлений говорят и сами канонические правила: 2-е правило шестого Вселенского Собора: «Прекрасным и крайнего тщания достойным признал сей святый Собор и то, чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали принятые и утвержденные бывшими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам преданные именем святых и славных Апостолов, восемьдесят пять правил… Никому да не будет позволено вышеозначенные правила изменять, или отменять, или, кроме предложенных правил, принимать другия, с подложными надписаниями составленные некиими людьми, дерзнувшими корчемствовать истиною. Если же кто обличен будет, как некое правило из вышереченных покусился изменить или прекратить: таковый будет повинен против того правила понести епитимию, какую оно определяет, и чрез оное врачуем будет от того, в чем преткнулся». Краткое перечисление канонов а не «канона» запрещающих совместную молитву с еретиками содержится в 15 правиле Номаканона: «Кто молится со отлученными, и сам такожде отлучается, по 10-му правилу святых апостол и 2 Антиохийскаго собора. Кто входит в церковь еретическую помолиться, тот если священный извергается, а мирский отлучается, по 65 прав. Святых апостол. Такожде и кроме (т.е. вне) церквей их молящийся с еретиками отлучается. А кто из священных принимает их, яко служителей Церкви в свое служение, или приемлют жертву и крещение их, тот извергается по 45 и 46 правилу святых апостол. А 9 правило Тимофея Александрийскаго не допускает еретикам даже и присутствовать при совершении Божественной Литургии, аще не обещаются покаятися и бежати ереси своея. И 6-е правило Лакодикийскаго собора коснеющим в ереси не попускает даже и в Дом Божий, т.е. во святую церковь входити. Также и православным возбраняется ходити на кладбища еретиков или в так именуемыя у них мученические места, и вместе с ними молиться, по 9 и 33 правилом того же Лаодикийскаго собора». Все эти правила стремятся не только к охранению православных от заразы еретическим духом, но и к охранению их от индифферентизма к вере и к Православной Церкви, который легко может возникнуть при близком общении с еретиками в делах веры. Кроме того, Церковь Христова в молитвенном общении с еретиками всегда чувствовала серьезную опасность для них самих - препятствие для их возможного обращения к Православию, то есть опасность лишения возможности для их спасения. Если мы молимся с еретиком, то тем самым вводим его в заблуждение, давая повод думать, что между его верой и верой православных христиан нет существенных отличий и что с точки зрения христиан его учение также спасительно. Преподобный Иустин (Попович) писал по поводу совместных молитв с католиками и протестантами: «По 45 Апостольскому правилу, «епископ или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви, да будет извержен». Это священное правило святых Апостолов не указывает, какая именно молитва или служение запрещается, но, напротив, запрещает всякую совместную молитву с еретиками, даже частную. Эти указанные каноны святых Апостолов и отцов действительны и теперь, а не только в древности: они остаются безусловно обязательными для всех нас, современных православных христиан. Они безусловно действительны для нашей позиции в отношении римо-католиков и протестантов». Как нам кажется, двойственность позиции митрополита Кирилла по от-ношению к каноническим правилам Православной Церкви, вполне конкретно запрещающим всякое молитвенное общение с еретиками, на самом деле скрывает в себе некую неуверенность в правильности канонов Церкви с одной стороны, с другой же – попытку оправдать нередко применяемые православной стороной на «межхристианских» конференциях и встречах совместные молитвы. Поэтому такая позиция не может быть православными христианами быть принята в принципе. Эта позиция лишь наносит серьезный удар по традиционному православному сознанию, ориентированному на Святых Отцов Церкви и ее священные каноны. 3. По нашему мнению совершенно неприемлема для православного сознания фраза митрополита Кирилла о допустимости совершения совместной молитвы с еретиками для преодоления существующего разделения в христианском мире «что мы до сих пор разделены». И это потому, что Церковь Христова не разделена, ею остается всегда и незыблемо Святая Соборная и Апостольская Православная Церковь, все же остальные инославные деноминации являются «отпавшими от нее» в разное историческое время. Высказывания о разделенности христианства, о разделенности Церкви означают ни что иное как поддержку и соглашение с ложной экуменической теорией ветвей. 4. Митрополит Кирилл ставит в пример пожелание некоторых людей помолиться вместе «о своих грехах». Очевидно, что в контексте всего им сказанного, эти «люди» представители православия и католицизма или протестантизма: «помолиться вместе о своих грехах, о том, например, что мы до сих пор разделены». Исходя из этих слов, под «своим грехом разделения» разумеется принципиальная позиция православных людей не желающих нарушать каноны и объединяться с еретиками без их отречения от своих заблуждений. Из этого высказывания получается, что «грех разделения» лежит и на нашей Православной Церкви, канонически закрепившей слова Апостола Павла: «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2Фесс.3:6). «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит.3:10). Что может означать подобное высказывание, как не обвинение в «грехе разделения» святых отцов, движимых Святым Духом и предавших анафеме (отлучению) неисправимых еретиков и их нераскаянных последователей. Мы ожидаем от митрополита Кирилла объяснения, в чем же, по его мнению, заключается «свой грех разделения» представителей Православной Церкви? В противном случае мы будем вынуждены признать, что митрополит Кирилл публично высказал очередное не православное мнение со всеми вытекающими из этого последствиями. 5. Мы считаем, что мнение митрополита Кирилла о возможности част-ным лицам совершать молитвенное общение с инославными: «с благословения священноначалия и не по принципу самостийности» также не может быть принято, поскольку авторитет канонов превышает власть и полномочия не только архиерея, но и Поместной Церкви. Положение епископа в отношении к священным канонам Церкви подчиненное, а не распорядительно-самовластное. 6. Мы хотим отметить, что весьма сомнительные с православной точки зрения высказывания митрополита Кирилла являются официальным ответом на «озабоченность которую проявили некоторые группы православных после пребывания Патриарха Алексия II в парижском соборе Нотр Дам в октябре этого года». Для нас весьма показательно, что ответом на «озабоченность» стала не констатация факта «отсутствия» совместной молитвы с католиками, а попытка ложного оправдания происшедшего в Париже события. Очевидно, слова митрополита Кирилла о том, «что совместная молитва, скажем, произнесение «Отче наш» ..., что это подорвет единство Церкви – эта опасность не работает сейчас» преследуют цель оправдать факт совершения поочередного (антифонного) пения данной молитвы католиками и представителями православия в парижском соборе Нотр Дам в октябре 2007 года. Подобные не каноничные оправдания наводят нас на мысли о том, что практика совместных молитв предполагает свое дальнейшее развитие. Мы категорически против этого! 7. Также мы просим митрополита Кирилла, как активного деятеля про-шедшего в Москве саммита религиозных лидеров, открыто разъяснить свою позицию в отношении «единого Всевышнего» давшего «практически во многом единые нравственные ценности» с представителями «мусульманских, иудейских, буддистских, индуистских и синтоистских общин». Все эти общины, согласно православному пониманию, объектом своего религиозного поклонения имеют сущность, противоположную христианскому Богу. Хотелось бы услышать разъяснение по этому поводу и от других представителей православия, принимавших активное участие в данном мероприятии или одобривших его. 8. Просим митрополита Кирилла прокомментировать с православной точки зрения, если это вообще возможно, свое заявление на Генеральной Ассамблее ВСЦ в Канберре в 1991 году: «Я не хотел бы, чтобы критика Всемирного Совета Церквей со стороны православных воспринималась так, будто речь идет о возможности нашего выхода из ВСЦ. Всемирный Совет Церквей является для нас общим домом. Православные воспринимают его, как свой дом, и хотят, чтобы этот дом был колыбелью грядущей Единой Церкви». Ради мира и церковного единства просим Священный Синод и цер-ковный суд объективно разобраться в распространяемых митрополи-том Кириллом не православных мнениях и принять соответствующие меры к ограждению паствы от смущения. На основании всего нами вышеизложенного, согласно каноническому и святоотеческому учению Православной Церкви, в прискорбном для нас случае отсутствия открытого покаяния или объяснения своих публичных не православных высказываний митрополитом Калининградским и Смоленским Кириллом (Гундяевым), мы ставим под сомнение возможность его дальнейшего молитвенно-литургического поминовения. Поступать подобным образом заповедают каноны Православной Церкви и святые отцы: 15-е правило Константинопольского Двукратного Собора: «…Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некой ереси, осужденной святыми Соборами или Отцами, когда он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви, таковые если и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде Соборного рассмотрения, не только не подлежат положенной правилами епитимий, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но постарались сохранить Церковь от расколов и разделений». Святитель Иоанн Златоуст: «Если начальствующий лукав по отношению к вере, то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже ангел, сшедший с неба». Святитель Геннадий Схоларий: «Проверяйте своих епископов в одном только отношении: узнавайте, православны ли они, не учат ли они догматам, противным истинной Вере, и не сослужат ли они с еретиками или с раскольниками». Преподобный Иосиф Волоцкий: «Пусть для тебя всякий будет достойным, кроме того, кто учит ереси. Если же окажется еретиком, то постараемся не принимать от него ни учения, ни причастия, и не только не будем причащаться у него, но будем осуждать его и всеми силами обличать, чтобы не оказаться причастными к его гибели». Content-Disposition: form-data; name="sort" 50 | |
Просмотров: 1319 | |
Всего комментариев: 0 | |