"Святая Успенская Киево-Печерская Лавра"
Главная » Статьи » Житие святых

«Господь нас не оставил, это мы Господа оставили»

Мы находимся в гостях у семьи Грубор в Бачской Паланке. В этой семье старец Фаддей, один из великих православных духовников, провел несколько последних лет своей жизни. Отец Фаддей был весьма почитаем среди православных. В монастыре Витовница старец неутомимо принимал всех посетителей, желающих получить совет и наставления.
Многие лично убедились в том, что старец был
прозорлив, хотя он старательно скрывал свой дар.
В последние годы, будучи тяжело больным, отец Фаддей находился под опекой семьи Грубор, где его окружили любовью и заботой.

- Как на вашу жизнь повлияло пребывание рядом с вами отца Фаддея?
Слободан: Боюсь, что это невозможно описать. Все свои проблемы я всегда открывал старцу и был спокоен. Если он благословлял, то можно было идти хоть на край света - все по его благословению получалось. Кто любил старца, тот это чувствовал.
- Много народа посещало ваш дом, когда в нем жил старец Фаддей?
Босилька: Много людей приходило, и не только из Сербии, но и со всего света: епископы, монахи, священники, верующие политики, известные личности и обычные люди. Он принимал, не взирая на звания и титулы. Он имел лишь одну цель - спасение человеческой души. Только перед смертью перестал принимать - готовился к своему исходу.
- Какое влияние оказывала на людей встреча со старцем?
Слободан: Я был свидетелем того, как немой ребенок заговорил рядом со старцем. Мы тогда это дитя с отцом Фаддеем оставили, а сами пошли на террасу пить кофе. А ребенок, прежде не говоривший ни слова, вдруг заговорил. Надо сказать, к сожалению, большинство о земном спрашивали: кому продать квартиру, за кого дочь замуж выдать, как будто, прости меня Господи, старец - гадалка. Но он все терпеливо выслушивал и давал советы. Говорил, что в этом и заключается послушание, что надо обладать терпением. Это был его крест.
Отец Фаддей часто говорил, что без послушания нет спасения. Можешь и поститься, и молиться, но если нет послушания, то все напрасно. Послушание должно быть на первом месте, ведь ты служишь Господу, а не людям. Всякое дело надо исполнять для Господа, а не для людей.
- С какими проблемами чаще всего приходили люди?
Босилька: Больше всего из-за детей приходили, из-за психических болезней, испорченных отношений в семье. Искали душевного мира, которого больше нигде не могли обрести.
Отец Фаддей хорошо знал душу серб-ского народа и говорил, что причина наших страданий - это нераскаянность. Если бы народ покаялся, то все было бы по-другому. Старец повторял во время бомбардировок, что Господь нас не оставил, это мы Господа оставили. Он еще добавлял, что и родная мать может бросить, и отец родной, и дети, и друзья, но только не Господь. Напоминал людям о покаянии.
Слободан: Говорил, что если хочешь знать, дорог ли ты Господу, то смотри на свои искушения и проблемы. Если нет искушения, то надо положить камешек в ботинок.
Босилька: Отец Фаддей твердил, что только православные спасутся. И это не гордость, но Истина. Бог есть Любовь. Все, что доброго делаешь, все от Господа получаешь. Если зло делаешь, то зло к тебе и возвращается. Поэтому старец и сказал: «Каковы твои мысли, такова и жизнь твоя». Нельзя иметь гордые или плохие мысли.
Батюшка всегда утверждал, что непослушание есть источник проблем. Если родителей не слушаешь, то не будет тебе удачи в жизни. Родители имеют великую власть над детьми. Они перед Господом за них отвечают. Если хочешь жениться или выйти замуж, а благословения родительского на это нет, то все напрасно. На все надо брать родительское благословение.
- Что отец Фаддей говорил о молитве?
Босилька: Батюшка учил, что всегда надо молиться Богу. Хотя бы ты упал духовно тысячу раз - тысячу раз и вставай. И приучи себя молиться непрестанно. Если молитва не идет, то надо себя заставлять. Часто рассказывал притчу о том, как диавол посылал своих слуг-бесов на задания в мир, а через некоторое время один из них вернулся и отчитался в том, что поссорил тысячи людей, так что они передрались между собой. Второй слуга явился через десять лет и доложил, что потопил на море много кораблей. Третий слуга явился через семнадцать лет и поведал о том, как он столкнул между собой целые народы. Но диавол остался недоволен и повелел бичевать своих слуг. Вот через двадцать пять лет является последний слуга и рассказывает, как он победил одного монаха-пустынника. Диавол его за это наградил.
Этой притчей отец Фаддей давал понять, как монахи мешают диаволу, и особенно ненавистна ему их молитва. Ведь монах молится не только за себя, но и за целый мир, за все человечество. Почему молитва так тяжела? Потому что она велика. И те миряне, говорил старец, которые молятся от всего сердца, становятся отчасти монахами. Совсем не обязательно находиться в монастыре и носить рясу.
Слободан: Я часто беспокоился о детях, особенно когда они поздно возвращались домой. Звонил им по телефону, не ложился спать допоздна. Когда я сказал об этом старцу, то он ответил, чтобы я сам себе не создавал проблем. Обычно то, чего боишься, невольно призываешь. Велел мне перед сном молиться о детях и вручить их судьбу Господу и Божией Матери. Господь есть любовь, и Он дает то, что просишь.
Старец говорил, что если бы сербы имели между собой единение, то стали бы великой силой, так что никакие американцы или кто-либо другой не смогли бы им навредить. Во время бомбардировок так и было: ведь сколько бомб упало, и все ничего.
- А что отец Фаддей говорил о Косово?
Слободан: «Не будет мира на земном шаре, пока Косово опять не станет сербским». Это его слова. Косово должно быть сербским. Это - наша святыня. Косово было болью старца Фаддея. А по поводу того что албанцы и международные силы готовятся к независимости Косово, старец говорил: «Пусть делают что задумали, все равно они всё вернут. Не будет мира, пока Косово не станет сербским».
Босилька: Все, что сегодня происходит, Господь попустил. Продаем свой народ, а говорим, что мы православные. Если кто-то из руководителей виноват, то виновен перед своим народом, а не перед Гаагским трибуналом. Старец говорил, что мы сами избрали своих руководителей. Они наше детище.
Слободан: К сожалению, нет у нас покаяния. Мы, сербы, желаем друг другу зла, все кому-то подножки ставим. Все мы привязаны к материальным благам. В этом наше искушение.
- Что же, в Сербии все распродается?
Босилька: Пусть продают что хотят. Главное, чтобы душу не продавали. Важно покаяться, а все остальное Господь Сам даст. Землю не могут отнять. Бумагами пусть машут сколько угодно - ничего у них не выйдет.
Старец говорил, что они всё хорошо спланировали, но не учли сербский характер, сербский менталитет. Придет время, и Господь даст православного серба, который будет носить Господа в сердце своем и будет молиться, - он в свое время и поведет народ. И этот серб, искренне носящий Господа в сердце, избавит наш народ.
Батюшка говорил, что сегодня есть сербы, которые в церковь ходят, пол целуют, бьют земные поклоны, но от сердца Господу не молятся...
- Все, кто общался с отцом Фаддеем, уверяют, что он был прозорлив. Были ли и вы свидетелями прозорливости старца?
Слободан: Много чего было. Помню одного монаха, который пришел в Витовницу к старцу. В разговоре со мной он сказал: «Спрошу я старца Фаддея, кто из бандитов пожертвовал ему свою куртку во спасение души».
Отец Фаддей нас радушно принял, мы с ним беседовали целый день. А когда настала пора прощаться, он, провожая нас, вдруг сказал, что куртку ему подарил отец Иоиль, что она ему очень нравится и совсем не царапает кожу.
Я видел, как побледнел тот монах. Сначала я не понял почему, так как забыл наш утренний разговор.
Вокруг - хоть тысяча людей, и если ты пришел с вопросом, ты мог его не задавать - ответ следовал из разговора. И обязательно надо исполнить тот совет, который получил, - это необходимо для спасения.
Драгослав: Люди приходили со своими проблемами и не знали, что приходилось претерпевать старцу. А у него было очень слабое здоровье. Его постоянно мучила огромная грыжа. Однажды после службы отец Фаддей не смог идти самостоятельно и мой отец нес его на руках. В тот день у него было давление 60 на 30. Один раз давление у него было 340 на 270. Врач говорил, что с таким давлением не живут, а батюшка только усмехался. Он всегда был радостным.
Слободан: Я спрашивал старца перед смертью: «Что же мы будем без тебя делать? Ведь без тебя мы как слепые». А он ответил: «Я всегда буду с вами».
Драгослав: Он говорил, что когда переселится ко Господу и если обретет у Него милость, то больше будет с нами, чем при жизни. Еще он говорил: «Когда ребенок рождается, то плачет оттого, что не знает, какие грехи его ждут. А когда человек умирает, то он счастлив оттого, что идет в жизнь вечную. Тогда все вокруг плачут, что здесь остаются».
Слободан: Когда старец почил, то лицо его было похоже на лицо ребенка, кожа стала гладкой. Распространялся очень приятный аромат. Владыка Порфирий тогда сказал, что в этом доме ощущается великая радость.

Слободан Ерич
Перевод с сербского Е.Василевич
Из газеты «Дух христианина»


На половине моста, висящего над пропастью

Имя старца Фаддея для сербского народа так же дорого и значимо, как имя почившего старца Николая (Гурьянова) для русского народа. Два светоча славянских народов, два столпа старчества, два духоносных мужа ныне предстоят пред Престолом Божиим и умоляют за русский и сербский народ и за весь мир. Старец Фаддей и старец Николай не встречались в этой временной жизни, но имели глубокое молитвенное единение.
Когда приснопоминаемому батюшке Николаю показали фотографии отца Фаддея, он радостно перекрестился и облобызал стопы старца Фаддея на изображении, сказав: «Великий молитвенник и смиренный монах!» Архимандрит Фаддей в 2001 году имел намерение приехать в Россию и повидать отца Николая, на что батюшка молвил: «Милости просим, буду очень рад. Пусть прилетает ко мне».
Сейчас, когда почили оба праведника, как чада старца Фаддея, так и чада старца Николая понимают глубину произнесенного: они соединились в Вечности, в Царствии Небесном. Сначала переселилась, прилетела туда душа батюшки Николая, а затем ангелы перенесли в блаженство праведную душу старца Фаддея.
Оба старца являлись великими молитвенниками и были не от мира сего. Они помышляли о вечном спасении души, они вымаливали соборную душу сербского и русского народа, учили своей жизнью любить Христа и быть верными Ему до конца. Сейчас, когда вера и любовь истощились на земле, когда охладели сердца, Господь послал к нам этих праведников - и они пробуждали нас к жизни духовной, возвышая наш ум от земного к небесному.
Родился отец Фаддей в селе Витовница, где расположен монастырь в честь Успения Матери Божией. Из его раннего детства знаем, что старец болел туберкулезом в тяжелой форме, неизлечимой. Родные, мать и сестра, не надеялись, что он будет жить, и считали, что Господь скоро призовет его душу, потому и не лечили его. Ребенок, будучи убежденным, что дни его сочтены, добрался до мужского монастыря, чтобы там хоть немного, до кончины, послужить Богу. Господь принял эту чистую душу в «объятия отчи», и его постригли в монахи, когда ему было около 13-14 лет.
В монастыре Мильково будущий старец Фаддей знакомится с русским духовенством, оказавшимся после переворота в Сербии. Там он воспринимает дух Оптинских отцов. Старец Фаддей хорошо знал русский язык и свободно говорил на нем. В России был пять-шесть раз.
В Мильково Господь соединяет его духовными узами со святым Иоанном Сан-Францисским и Шанхайским (Максимовичем). Духовные чада старца вспоминают рассказы отца о том, как два святых подвижника имели от игумена обители послушание - полоть гряды - и как они, забыв обо всем, беседовали на духовные темы и всякий раз были укоряемы от игумена за то, что послушание не исполняли. Молитвенное общение с чудотворцем Иоанном не прерывалось никогда.
Обычно отец Фаддей выходил в трапезную и начинал говорить. Тихо-тихо. Но удивительно: каждое его слово было воспринимаемо с одинаковой слышимостью во всем помещении трапезной. Старец говорил, и каждый, желавший слышать, находил ответ на свои вопросы. Сугубое отличие Отцов - прикровенное окормление: они говорят тем, кто желает слышать и вопрошает.
Знаменательно, что как-то Святейший Патриарх Павел Сербский, сомолитвенник и сподвижник старца Фаддея, попросил его почаще бывать в Белграде и проповедовать в храмах слово Божие. (У отца Фаддея был очень тихий и слабый голос.) Старец ответил: «Они не услышат, владыка святый». Поначалу Патриарх сказал: «Мы установим громкоговорители... Сейчас есть такие». - «Да, я знаю, что они есть... Только сейчас никто не хочет слышать...»
Слова старца Фаддея обличают несовершенство нашей духовной жизни: прости нас всех, Господи, что современный мир так глух к словам Отцов, открывающих волю и Промысел Божий. Мир слышит только свое.
Отца Фаддея также «смирял» молодой игумен монастыря: для старца в одно время были созданы невыносимые условия жизни и он, скорбя, был вынужден покинуть место своего благословенного Богом подвига и странствовать по Сербии. Милость Божия, что в конце земного пути он вернулся в обитель, откуда был изгнан: погребли его в Витовнице. По свидетельству духовных чад, во время погребения старца слетелось отовсюду множество птиц - как образ спасенных старцем Фаддеем душ. Некоторым, приехавшим ко гробу проститься и отдать последнее целование, старец Фаддей преподал сугубое утешение: когда прикладывались к его руке, видели, что он приоткрывал глаза и смотрел на них.
Старец предсказал начало последней войны в Сербии - день и даже час бомбардировки. Ему мало кто поверил. Когда же все произошло, он сказал: «Мы, сербы, находимся на половине моста, висящего над пропастью. Неизвестно, перейдем ли мы этот мост или он обрушится. То, что происходит, - это, может быть, конец мира. Происходящее для сербов - это возможность покаяния». 
  Когда православная Сербия истекала кровью, богодухновенный старец Фаддей сподобился восхищенного состояния в горний мир. Святой отец зрел Небесную Сербию, убеленную душами мучеников за Христа и за веру православную. Очи его, воспаленные от слез, пролитых в молитве, вдруг увидели окровавленные стопы и край белоснежного хитона, также омоченный кровью. Старец поднял главу и содрогнулся - перед ним стоял Спаситель мира Христос с простертыми к нему дланями: «Все Меня осуждают за то, что происходит в Сербии. Только ты Меня не суди - это мученики, омывающие своей кровию грехи мира».
Сердца русских людей исполнены благодатного сострадания ко всем верующим Сербии, оплакивающим утрату дорогого, любимого старца-духовника. Мы плачем вместе с вами, братия и сестры, у креста блаженного старца Фаддея, ибо мы с вами, братия и сестры во Христе. Россия и Сербия духовно неразделимы, мы всегда носим тяготы друг друга. Во все времена приходим на помощь друг другу. Плакать надо и молить Господа, чтобы укрепил нас сейчас, в эти апостасийные времена. Мысленно встаем на колени перед крестом почившего праведника архимандрита Фаддея, отдаем ему последнее целование и просим его святых молитв у Престола Божия.

Схимонахиня Николая,
келейница почившего старца
Николая Псковоезерского


«Если бы мы были единодушны на пути Божием...»

Фрагмент беседы с архимандритом Фаддеем

- Хотелось бы попросить Вас рассказать немного о Вашей духовной жизни, об искушениях, попущенных Господом, и о том, как Вы с ними справлялись.
- Когда я послушником пришел в монастырь Мильково, мне дали четки и научили меня, как надо молиться. И как мне показали, так я и делал. Я полностью отдался Иисусовой молитве. Я думал, что у меня осталось лишь пять лет жизни и что не стоит тратить их попусту. Так я решил искать свой путь к Богу. В скором времени, именно вследствие этой полной преданности Богу и искренней тоски по Богу, меня озарила Божественная благодать, которая в моей душе оставила неописуемую радость и спокойствие.
Слушаю сердце и слышу внутри: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Стараюсь вспомнить какие-то вещи и события из прошлого, но не получается; все мои мысли погружены в какое-то неописуемое спокойствие, а во всем моем существе царит какая-то несказанная радость и печаль по Бозе.
Я думал, что все монахи, священники и епископы имеют такую благодать. Однако, дорогой, я столько лет до сих пор прожил между монахами и священниками и встретил всего лишь одного монаха, на котором была заметна благодать. Только одного монаха!
Среди мирских людей, которые живут в семье, мне встретилось гораздо больше людей, на которых почивает благодать.
- Скажите несколько слов о скорбях, которые постигли сербский народ, почему они произошли и как одолеть их?
- Ведь страдаем мы, потому что у нас злые мысли и злые желания. Мы сами являемся причиной своих страданий, потому что у нашего народа нет покаяния. Нет покаяния ни у верующих, ни тем более у неверующих.
Пятьдесят лет коммунизма причинили большое зло, гораздо большее, чем 500 лет турецкого ига. Он отдалил народ от Бога, дорогой мой. Вот эти наши плохие мысли и злые желания разорили красоту мира, они просто сломали ее и принесли злые и тяжелые плоды.
Мы должны обновиться через покаяние. Но это не только исповедь у священника, хотя и это необходимо для освобождения человека от плохих мыслей. Это поворот к абсолютному добру, то есть обращение к Богу, потому что Бог - абсолютное добро.
Мы маленький народ, но если бы мы были единодушны на пути Божием, никакой враг не мог бы нас одолеть, потому что тогда на нас пребывала бы Божественная сила... Перед одним бегут тысячи. А у врагов разлад. Но докажи ты это человеку, когда брат терпеть не может брата...
Вот что значит: небольшим числом людей победить более многочисленного и сильного врага.



Источник: http://www.zaistinu.ru
Категория: Житие святых | Добавил: pravoslavielove (10.04.2008) | Автор: игорь E W
Просмотров: 2104 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]