"Святая Успенская Киево-Печерская Лавра"
Главная » Статьи » Покаяния » Покаяния и мытарства

Миром Господу помолимся

Православный народ Украины не был безучастным к трагедии в Южной Осетии. Во время боевых действий многие из нас испытывали боль и молились об умиротворении. На 40-й день с начала войны во многих храмах Украины, в том числе и в Киево-Печерской Лавре, были совершены панихиды по погибшим новопреставленным братьям и сестрам. 
Беду осетинцев многие на Украине восприняли как свою. Главный редактор крымской православной газеты «Русичи» Павел Буцай сообщал, что севастопольские семьи и приходы православных храмов готовы были принять каждого беженца из Южной Осетии: 
«Узнав, что в Россию прорвалось 34 тысячи беженцев из Южной Осетии, мы поняли, что вопрос принятия людей в Севастополе нельзя проводить спонтанно. Нами был создан штаб, который, опираясь на списки желающих принять у себя осетин, будет централизованно вести их расселение. Вы не представляете, сколько севастопольцев стояли в очереди, чтобы их записали на прием как семью, готовую принять беженцев». 
Нельзя не сказать хоть несколько слов и о гуманитарной акции «Чужих детей не бывает» (ВОО «Единое Отечество»). Группа детей из пострадавших сел Южной Осетии и г. Цхинвали в сопровождении взрослых проходила курс лечения и оздоровительной реабилитации в Одессе, на базе детского лагеря «Виктория». Для детей была организована большая культурно-просветительская и духовная программа: они посетили Свято-Михайловский и Свято-Ильинский монастыри, многие храмы г. Одессы, побывали на службах в храмах города, также посетили музеи, оперный театр, ледовый каток «Умка», одесский дельфинарий и зоопарк, аквапарк «Посейдон», городскую киностудию. 
Особенно запомнилась детям встреча с Высокопреосвященнейшим Агафангелом, митрополитом Одесским и Измаильским. Владыка Агафангел долго беседовал с юными гостями, а в конце встречи подарил им молитвословы, книги об истории Свято-Успенского монастыря, нательные крестики, а также шоколадки. 
Большое впечатление произвела на детей и встреча с известным одесским старцем, схиархимандритом Ионой: 
«Старец затронул многие вопросы повседневной жизни, особо отметил необходимость благодарить Бога за все благодеяния, которые мы получаем каждое мгновение жизни, которые настолько привычны, что мы их и не замечаем. Не обошел вниманием отец Иона и грузино-осетинский конфликт, вспомнив также и первую войну начала 90-х годов. "Почему страдает Южная Осетия? - спросил он и тут же ответил: - Потому что добрый народ". Особое внимание в беседе старец уделил ответственности за убийство. "Убийца, пришедший на чужую землю, отвечает перед Праведным Судией за того, кого он убил", - сказал отец Иона. Также старец благословил гостям большой пакет сладостей» (О.Кравец, «Единое Отечество»). 
Одесская группа детей вернулась в родной Цхинвали 10 ноября, для передачи в дар югоосетинскому народу Одесская епархия собрала 5 тысяч книг, также «Единое Отечество» привезло в Южную Осетию святые мощи святителей Николая Чудотворца, Митрофана Воронежского, Луки Войно-Ясенецкого, великомученика и целителя Пантелеимона. 
Нужно отметить, что примеру одесситов последовал Крым: по сообщению пресс-службы Русской общины Крыма, группа детей из г. Цхинвали прибыла ныне в один из ялтинских санаториев. 
Иконописец Виктор Саулкин писал: «Грузин сегодня заставляют воевать против России за интересы и на стороне тех, кто бомбил Сербию, уничтожил 150 древнейших православных храмов в Косово. Братья-грузины, ведь те, кто ненавидит православную Россию, православную Сербию, не меньше ненавидит и православную Грузию. Подумайте об этом. Грузия-Иверия - один из уделов Пресвятой Богородицы. Наказание Божие может быть очень суровым. Грех предательства - страшный грех. 
Мы же, братья и сестры, постараемся в эти дни почитать акафист Пресвятой Богородице перед Ее Иверской иконой. Будем просить Царицу Небесную, чтобы поскорее остановилась война. Помолимся о погибших, о мирных жителях и наших воинах, отдавших жизни, чтобы на этой земле был мир. Помолимся о здравии всех, кому сегодня приходится исполнять свой долг в горах Кавказа. За спиной Грузии стоит серьезный враг. Но не в силе Бог, а в правде». 
Соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Цхинвали, где хранятся мощи святого великомученика Георгия, - один из немногих уцелевших после обстрелов. И это чудо Божие, потому что только в первый день войны на территорию храма попало 12 снарядов, не нанесших ему вреда. 
Мы уже писали о том, что в первые дни войны в Цхинвали многие жители видели Божию Матерь, ходящую по улицам, - в длинных одеждах, со скорбным ликом. Видели именно там, где проходили наиболее кровопролитные, ожесточенные бои. Российские военные, по сообщениям СМИ, видели Царицу Небесную выходящей из храма Рождества Пресвятой Богородицы. 

Услышав и запомнив каждый взрыв, 
Все обойдя руины и воронки 
И скорбный лик ладонями закрыв, 
Стояла Богородица в сторонке… 
В.Хатюшин. На руинах Цхинвали 

Из рассказа Алексея Добычина: «Жена вице-премьера Южной Осетии (Людмила Плиева, хорошая православная женщина) рассказала, что когда грузинские самолеты стали бомбить город, то она вышла и стала крестить самолет иконкой, которую передавал Свято-Боголюбовский монастырь и ранее я отвозил в Осетию. В округе остался целым только ее дом. Все было в руинах. Знакомая журналистка, с которой мы встретились в Цхинвали, рассказала, что она работала во время войсковой операции по освобождению осетинских сел. И когда бой закончился, то молодой солдат, достав из карманов камуфляжа иконы Свято-Боголюбовского монастыря, сказал ей, что это они его защитили». 
Вспомним явление Пресвятой Богородицы в Буденновске в 1995 году, когда банда Шамиля Басаева захватила заложников - стариков, детей, беременных женщин - в районной больнице. В небе над захваченной больницей явилась Матерь Божия, молящаяся у сияющего креста. 
Свидетельство Веры Евтушенко: «Когда ночью начался второй штурм, терапия стала дымиться. Нас опять перегнали в кардиологию: кто ползком, кто как мог, в жутком страхе. А утром в воскресенье, 18 июня, приблизительно в промежутке от 8 до 10 часов утра, одна женщина вдруг воскликнула: "Девчата! Смотрите!" 
Все осторожно, боясь попасть под пули, выглянули в окно, обращенное на восточную сторону, и увидели на небе крест, как бы облачный. Справа от креста на воздухе стояла в скорбной позе Богородица, обращенная ко кресту, молящаяся, в черных одеждах. Но люди были в сильном страхе от обстрела и басаевцев и, естественно, не могли как следует разглядеть явление Богородицы, только думали: "К чему это? Что это предвещает? Смерть или свободу?" Но видели его как православные, так и атеисты. Видение продолжалось около получаса». 
Нет сомнений, что и чеченцы видели Богородицу, и именно это обстоятельство повлияло на решение Басаева освободить заложников. Один из террористов говорил Нине Васильевне Лесновой: «Я видел явление!» 
В те трагические дни отроку Иоанну, проживавшему в Буденновске, приснился сон, в котором ему было сказано, что он должен умереть. Мальчик со своей мамой пошел в храм, чтобы исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. В день, когда его должны были положить в районную больницу на операцию, хирург был занят и ребенку предложили прийти на следующий день. Спустя несколько часов, покинув больницу, он с мамой узнал о захвате ее боевиками Басаева. 
Операцию мальчику сделали в Ставрополе, и когда он отходил от наркоза, то в полусознательном состоянии вдруг, обливаясь слезами, стал молиться Господу и Божией Матери о прощении своих грехов, молиться о том, чтобы Господь помиловал Россию. Позже мальчик рассказал, что видел себя заложником в Свято-Крестовской больнице. 
Свято-Крестовская икона Божией Матери к сороковому дню поминовения 128 убиенных была написана рабой Божией Ольгой, родной сестрой отрока Иоанна. По поручению митрополита Ставропольского Гедеона священник исповедовал очевидцев явления Божией Матери, и после составления письменных свидетельств было получено благословение на написание иконы. 
Не забыть жителям Цхинвали, как в разрушенном городе, среди множества горящих свечей, у здания сгоревшего парламента Южной Осетии симфонический оркестр Мариинского театра исполнял «Нашествие» из Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича. Как сообщали СМИ, «для погибших, не доживших до этого дня, отвели первые ряды импровизированного зала». В.Гергиев, художественный руководитель оркестра, осетин по происхождению, сказал в те дни: «Мне не хотелось бы называть происшедшее только осетинской трагедией. Любой грузин, который погиб во время этой трагедии, - это тоже огромная боль. Но мне кажется, нет прощения тем нескольким людям, а может быть, даже одному человеку, который отдал приказ на начало войны». 

Им долго жить в разрухе и печали, 
Золой и пеплом их не Бог занес. 
Играл оркестр в разгромленном Цхинвали, 
И невозможно было спрятать слез. 
В.Хатюшин 

«Мы одно тело, одна душа - Церковь Христова» 
О недавней войне за последние месяцы написано немало, но духовное осмысление происшедшей трагедии еще впереди. Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан говорил, что «замысел режиссеров этой трагедии - возвести пропасть между православными народами - грузинами, русскими и осетинами». И украинцами - добавлю от себя, так как Украина через поставки оружия также оказалась причастной к братоубийственной войне. 
Сегодня многие СМИ пишут об опасности грузинофобии, о том, что уже есть прецеденты. И среди верующих православных людей также иной раз с горечью в сердце можно услышать негативное, иногда со злорадством, мнение о грузинском народе - вот, мол, получили по заслугам. 
Русские, грузины, осетины, украинцы - все мы единоверцы. Владыка Феофан подчеркивал: «Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы кровавый конфликт разорвал наши народы духовно. Когда по цветущему весеннему полю проедет танк, то кажется, что гусеницы изуродовали землю, нанесли ей незаживающую рану и на этой черной полосе больше ничего не вырастет. А на следующий год все зарубцевалось, покрылось травой и цветами. Так и здесь: хотя раны и тяжелые, все вернется на круги своя. Главное - не допускать никакой грузинофобии». 
Очень точно, на мой взгляд, о духовной сути происшедшего написал автор Роман Илющенко: «Этот конфликт, по моему мнению, надо прежде всего рассматривать как удар по единству Вселенского Православия, состоящего из поместных Православных Церквей, крупнейшие из которых - Русская, Румынская, Болгарская, Сербская, Греческая, Грузинская. Все они находятся в едином молитвенном общении, составляя как бы единый духовный фронт. (Вспомните ектению на Литургии: "Миром Господу помолимся", призывающую православных к соборной молитве.) И вот этот фронт в очередной раз прорван! Хотя никаких шагов по разделению Церквей, слава Богу, не предпринималось, единое молитвенное общение и искреннее взаимное поминовение грузинской, осетинской и русской общин вряд ли в ближайшее время будет возможно. 
Невидимый и коварный враг людей - сатана - лучше нас знает это и тоже трудится не покладая рук. Вот в этом контексте давайте посмотрим, что творится на православной Украине и в Сербии, как складываются у нас отношения с православными Молдавией и Румынией и т.д. Можно представить, насколько ослаблено молитвенное общение между единоверцами! 
Взглянем на эти процессы глазами не политиков, а святых. Хоть и всем ясно, что здесь не обошлось без американцев, но что перед Богом какая-то Америка и Белый дом? Проблема-то лежит в иной плоскости, она по-прежнему кроется в нас самих. А зреть нужно в корень. "Бытие всякого разумного тварного существа движется меж двух пределов: один - любовь к Богу до ненависти к себе, другой - любовь к себе до ненависти к Богу. Все, что ни совершается в нашем личном Бытии, есть наше духовное самоопределение именно в этом порядке". Это преподобный Силуан Афонский… 
Люди все больше уклоняются от Бога, а значит, от молитвы, ставя в центр жизни себя. Но даже если они иногда молятся или ходят в храм, то "молитва только по привычке, без сокрушения сердца о грехах, неугодна Господу… и Он такой молитвы не послушает". И причина такой молитвы та же, что положила начало конфликту на Кавказе, - нелюбовь. 
Дело не только в том, что злодей Саакашвили совершил преступление, а в том, что нашлось немало людей, которые поддержали его, умножая и смакуя зло. И здесь совершенно не играет роли национальность президента Грузии и его солдат - зло, оно, как и добро, не имеет национальности. Обидно, что это произошло с братским православным народом, живущим в уделе Богородицы! Неужели наши грузинские братья плохо молились, несмотря на обилие святынь и монастырей на древней земле Иверии?! Но это значит, что и мы плохо молились за них, за осетин, за мир, за себя. Давайте будем извлекать правильные уроки из происходящего. 
И крепить нашу обороноспособность, прежде всего молитвой и любовью друг к другу. С этим у нас очень туго». 
  Грузия-Иверия - избранный удел Богородицы. Эта благословенная земля является хранительницей величайшей святыни - Хитона Господня. Грузию благословляет одна из наиболее почитаемых икон Божией Матери - Иверская. Вспоминается замечательная строчка одного из стихотворений Светланы Магницкой: «Любовь - вот Иверской иконы имя». И то, что происходит ныне, - это испытание всем нам - на любовь. 
Недавно известный настоятель церкви святителя Николы на Берсеневке игумен Кирилл Сахаров отслужил молебен в часовне Иверской иконы Божией Матери на Красной площади в Москве. В конце молебна было прочитано специальное прошение об умножении любви и ниспослании мира православной Иверии. 
Батюшка пригласил на этот молебен представителей различных грузинских организаций в Москве. Глава фонда «Единение русского и грузинского народов» профессор Владимир Хомерики отметил: «Молились о благополучии Грузии, о восстановлении мира, о том, чтобы наши единоверные народы не озлоблялись друг на друга из-за нерадивых действий тех или иных руководителей. После молебна игумен Кирилл выступил с проповедью. Вспомнив о святых реликвиях Грузии, он призвал к единению русского и грузинского народов. Затем, уже в храме святителя Николая, члены грузинского братства обсудили за трапезой нынешнюю ситуацию в Грузии». 
Епископ Кирион, грузин по происхождению, в далеком 1909 году писал: «Как ни странно, но русские в настоящее время больше ознакомлены с почти полудикими лопарями и вогулами, чем с единоверными грузинами и их историей». Горькие, но точные слова. И спустя сто лет единоверные во Христе братские народы до обидного мало знают друг о друге. 
Кто из нас в православной России или на Украине знает о таких святынях Грузии, как Мцхета, называемая «вторым Иерусалимом», монастыри Бодби, Бетани, Лавра преподобного Давида Гареджийского (Грузинская Фиваида)? Сюда, в благословенную Иверию, шел на проповедь с Иверской иконой Божией Матери святой апостол Андрей Первозванный, и равноапостольскими трудами святой Нины Грузия в IV веке приняла массовое крещение. 
Среди прославленных и непрославленных в лике святых Грузинской Церкви много мучеников и исповедников. Например, в 1226 году жители столицы Грузии (сто тысяч человек!) отказались выполнить приказ хорезм-шаха пройти и осквернить иконы, положенные на мосту, и были казнены. В 1616 году приняли мученичество 6000 монахов Давидо-Гареджийского монастыря. 
Сегодня здесь находятся великие святыни христианства - Хитон Иисуса Христа, риза Пресвятой Богородицы, часть древа Животворящего Креста, на котором был распят Спаситель, мантия пророка Илии, один из четырех гвоздей, которыми был распят Иисус, крест равноапостольной Нины, Столп Живоносный и Мироточивый и другие. 
Вспомним отца Рафаила Карелина: «Мцхета, окруженная горами, отливающими зелеными, синими и желтыми красками, похожа на чашу из разноцветного хрусталя. Кажется, что Светицховели - это каменная грудь Грузии, в которой бьется ее живое сердце. С уступа скалы можно часами любоваться этим святым городом. Да, уже нет царских дворцов, многие храмы лежат в развалинах, место древних хижин и княжеских замков заняли другие строения, а улицы, выложенные плитами, покрыл асфальт и сковал цемент. Но это - только саркофаг, скрывший от взоров людей облик древней Мцхеты. Благодать ее святынь нельзя уничтожить: ее земля так же свята, как в прежние века, и от Светицховели, подобно подземным водам, струится благодать Божия во все концы Грузии. 
Прежде я очень любил время сумерек, когда в небе одна за другой вспыхивают звезды и вместе с ними зажигаются огни в городе, как звезды, упавшие на землю, или как небесные огни, отражающиеся в озере. Силуэты гор становятся все темнее, и в этот час словно прерывается протяженность веков; время как бы обращается вспять, и передо мной - Мцхета, где дева-Нина молится в своей хижине о просвещении Грузии, где строят храмы святые цари, куда люди со всех концов страны идут на поклонение Хитону Господню. 
Восходит солнце - словно написанная кем-то картина засияла вдруг всеми красками палитры. Горы становятся похожими на синие, голубые и оранжевые цветы. Но второе солнце, которое льет свой свет из земли, - это Хитон Господень, а второе небо над Мцхетой - собор Светицховели». 
А сколько подвижников подвизалось и ныне подвизается в Грузии. Например, почивший в 1995 году старец Гавриил, который говорил: «Если бы вы видели, какая благодать сходит на Божественной литургии, то были бы готовы собирать пыль с пола храма и умывать ею свое лицо!» Его могилка находится в Самтаврийском женском монастыре святой Нины. Старец многое претерпел за веру, еще в 1965 году он был арестован КГБ за поджог огромного портрета Ленина на майской демонстрации. 
Монахиня Кетевань (Копалиани), которой отец Гавриил образно предсказал ее игуменство, вспоминает: «Я впервые увидела отца Гавриила двадцать лет назад на проспекте Руставели. Он, подняв руки, громким голосом взывал: «Грузины, опомнитесь, просыпайтесь! Грузия погибает! Могила святой Шушаник - в запустении! Метехский храм превратили в театр!" Юродивый монах громко плакал и скорбел о своем народе. Прохожие с интересом останавливались, некоторые слушали, некоторые скептически улыбались». 
В заключение материала приведу мнения ряда священников, ответивших на вопрос: «Изменилось ли Ваше отношение к грузинам как православным братьям после того, что случилось на Кавказе?» (газета «Вера-Эском»). 
Иерей Сергий Гомаюнов (Вятка): 
- Никакая война, никакие столкновения не могут изменить наше отношение к грузинскому народу. Говорим ли мы о грузинском народе, сербском, русском, которые переживают тяжелые времена, нужно прежде всего помнить то лучшее, с чем они вошли в мировую историю, историю Православия. 
Не только народы, но и людей нужно судить по их высотам. Падения, слабости - они неизбежны, но, уподобляясь любящему Богу, мы должны взирать на мир Его очами, пытаться понять, какой Он видит Грузию - хранительницу древних традиций Церкви, от которой мы немало приобрели. Никто и ничто не должно поссорить грузинских и русских христиан. Я думаю так. 
Мы допускали ошибки и в отношении Сербии, которой мало помогли в ту трагическую весну 1999-го, в отношении Украины и Грузии не всегда вели себя правильно, как и они в отношении нас. Но пока есть еще возможность вернуться к истокам наших братских чувств, восстанавливать отношения с собратьями. Бог даст, все наладится. 
«Я русский генерал из грузин», - говорил генерал Багратион, и это не было отказом от своего народа, а осуществлением той тайны любви, которая восходит к единству и ипостасности Пресвятой Троицы. Не знаю, как сегодня видят происходящее сами грузины, что происходит в их сердцах. Но то немногое, что прорывается сквозь пропагандистские заслоны, обнадеживает. Настоящая Грузия, верю, не изменила своего отношения к русскому народу, молится о нашем братстве. Столько крови нами пролито за общее Отечество, этого нельзя забыть. 
Иерей Михаил Левковец (Республика Коми): 
- Нет, не изменилось. Хотя велика боль, что православные так ведут себя по отношению друг к другу, нападают, убивают. Боюсь, что грузинский народ находится под влиянием своих недобрых правителей. 
Но что бы ни случилось, грузины остаются нашими братьями. А когда речь идет о братьях, бессмысленно выяснять, чья правота больше, потрясать картами, возводить интересы своих стран на небесную высоту. Все правы, и все виновны. 
Важно, есть ли боль, что мы, православные, убиваем друг друга, есть ли молитва, чтобы Господь помог нам понять безумие войны, вразумил и примирил нас. 
Протоиерей Валентин Кобылин (Архангельская обл.): 
- У меня есть знакомый батюшка, который связался с грузинским православным священником по Интернету и напрямую задал вопрос: «Что происходит? Почему вы нас, русских, так не любите?» И тот ответил, сказал интересную вещь: «Мы не просто любим русских и Россию, но хотим жить одной страной. Мы молимся, чтобы у нас был единый государь - православный царь». И добавил, что режим Саакашвили - проамериканский, его цель - расколоть, разделить православные народы. 
У самих грузин как раз противоположное желание. Я, понятное дело, имею в виду православный грузинский народ. Но так как в этой стране есть демонократические элементы (и у нас есть такие), поддерживающие кого ни попадя, то отсюда и все беды. Нам нельзя враждовать, мы одно тело, одна душа - Церковь Христова. 

Послесловие 
Автор Надежда Алисимчик писала: «Война... Перед одним и тем же ликом Спасителя ставили свечи, моля о победе. Чью сторону возьмет Он? Кого Он любит больше? К одной и той же Заступнице взывали женщины, пробираясь вместе с детьми горными тропами подальше от войны. К ней обращали лица и те матери, мимо чьих домов бешено неслись танки. У одних и тех же образов Богородицы лили слезы жены России, Грузии, Осетии. Перед одними и теми же образами в православных храмах России, Грузии, Осетии звучит ныне скорбный парастас». 
«Миром Господу помолимся», - ежедневно звучат слова из ектении на Божественной литургии в храмах России, Украины, Грузии, Осетии, Сербии... Всем православным миром помолимся, дабы развеялись вражеские козни по разобщению православных народов, дабы не поглумился враг над нашей молитвой и любовью друг к другу. 

Алла Зуева


Категория: Покаяния и мытарства | Добавил: pinpopov (08.01.2009) | Автор: Игорь Попов E W
Просмотров: 1301 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 pinpopov  
0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]