Владыко, в наше время прогресса, новых технологий и научных открытий, какие знания особенно важны для спасения души?
Я считаю, прежде всего – вероучительные, как спасительные для души. Прогресс сейчас идет в направлении закабаления души, подчинения её тёмным силам. Мы видим, что время ныне апостасийное, когда и епископы Церкви часто отступают от своих позиций, участвуя в экуменических контактах, пренебрегая своей основной функцией ‑ спасением человеческих душ и подготовкой их для Царствия Небесного. Епископат обмирщается, увлекаясь земным, обольщаясь им, поэтому сегодняшнее время – время особое, тревожное, и каждый человек должен это осознавать и стараться молиться, чтобы избежать такого обольщения, не подпасть под власть технократического мiра.
Насколько важно сегодня духовное образование для верующего человека?
Духовное образование важно, поскольку человек, приходя в этот мир, должен иметь нравственные ориентиры. Он должен знать, что такое добро, что такое зло, как избежать злых поступков, как умножить добро в этом мире, человек должен быть воспитан именно в духовном аспекте, в Православной Вере, чтобы давать правильную оценку всему происходящему в мiре, и чтобы эта оценка была объективная, и человек смог делать спасительные для своей души выводы.
Необходимо ли образование монаху (светское и духовное)?
Если говорить о монахах первых веков, то они были людьми зачастую даже и необразованными, простыми тружениками. В то время многие отцы были просветлены Духом Святым и эта просвещающая их благодать позволяла им видеть, где ложь, где заблуждения и где искажения Истины. А в наш век духовность пребывает не на высоком уровне, поэтому духовное образование должно монаху дать возможность видеть с помощью канонов и святоотеческих писаний, идем ли мы правильным путем, путем в Царствие Небесное, насколько настоящей является наша жизнь и приведет ли она нас ко спасению. Образованность дает человеку возможность как никогда отличить истину от лжи. Образование необходимо, но другое дело, что сегодня нередко преподают так, что человек становится рабом нынешней образовательной системы и зачастую теряет и самооценку, и возможность правильного понимания всего происходящего в мiре.
Образовательная система может навязывать человеку свое мiропонимание, поэтому сейчас, даже и в семинариях, надо соблюдать осторожность в связи с обилием экуменических контактов, которые объясняются ложной любовью. Поэтому человеку необходимо иметь образование, чтобы видеть, где происходит искажение догматических истин, а где, наоборот, – безукоризненное следование им. Знание, если это знание истинное, приближает к Богу, а не удаляет от Него.
Является ли нарушением монашеских обетов борьба монаха с отступлениями и ересью?
Нет, конечно. Мы ведь с вами знаем, что все Святые Отцы – и Макарий Великий, и Антоний Великий – все, кого мы ни возьмем, о ком ни вспомним, были монашествующими и в то же время защитниками, и когда слышали, что ересь поразила Церковь, они оставляли свои затворы и шли и анафематствовали, возвышали свой голос, обличали ересь, чтобы Истина восторжествовала.
Монах должен быть свидетелем Истины в этом мире, потому что он менее всех связан с этим мiром материально, – с его потребностями, с его благами. Монашествующий человек более духовен, его главные потребности – не земные, а духовные. Как говорит преп. Иоанн Лествичник в 26-м слове: «Свет монахов суть Ангелы, а свет для всех человеков – монашеское житие».
Когда Православная Вера подвергалась искажению, то монашеские обители становились форпостами Истинного Православия, хранителями Православия – Православия не искаженного ересью – и благодаря этому в монастырях возникала борьба с ересью, обличение ереси. Монастыри всегда были крепостями и не позволяли распространяться этому гибельному для человеческой души искажению. По молитвам монахов мiр стоит.
Известно, что Вашу епархию посещали братия Троице-Сергиевой Лавры. Какова была цель их визита?
Они привезли увещевательное письмо от Духовного собора ТСЛ, в котором предлагали мне покаяться, что якобы я неправильно себя повел тем, что обличил те недостатки, которые существуют в Церкви. В то же время они согласились, что эти недостатки существуют. Но я как епископ обязан говорить о них, хотя многие считают, что отступления надо замалчивать. А пользы от молчания ведь нет!
Мы видим, что экуменисты всё дальше и дальше стараются увести нашу Церковь от спасительного пути. Из-за этого многие люди покидают Церковь, уходят в расколы. А это как раз и есть следствие того, что мы проблемы духовные замалчиваем, пытаемся акценты перенести на другое – например, на ложную любовь к еретикам, а своих православных людей мы бросаем, не решая те проблемы, которые возникают, и те смущения, которые обуревают паству, мы не делаем ничего, чтобы это смущение прекратилось и началась нормальная духовная жизнь.
Когда меня обвиняют, что я выношу мусор из избы, то это не так. Мое Обращение печаталось в сугубо православных изданиях, которые сегодня пострадали за то, что осмелились его опубликовать. А вот те, кого обличило Обращение, бросились шельмовать меня в светских СМИ. Так кто же вынес мусор из избы? Вместо того чтобы решать наболевшие вопросы, решили просто избавиться от человека.
Как сказал митрополит Кирилл (Гундяев), апостасию остановить невозможно. Но что он сделал, чтобы её остановить? Мы должны обличать, чтобы людские души шли не вслед антихриста, а избирали путь спасения со Христом.
Экуменисты говорят, что, мол, сейчас ни о каком объединении религий нет речи. Но верующим изрядно надоел этот маскарад, когда говорится одно, а делается совсем другое. Разве не готовится встреча нашего Патриарха с римским папой? Разве не ясно, что на этой встрече будет идти речь о соединении?
Сначала – «межхристианские» всякие диалоги, когда всех еретиков вместе с нами в один котел сольют, затем – межрелигиозные, чтобы признать единые нравственные ценности у всех, а потом уже придет антихрист. Таковы их планы. А мы обязаны этому отступлению всячески противиться и не поддаваться. Многие сейчас уже открыто рассматривают вопрос, как нам плавно войти в глобализацию, в этот апостасийный процесс. Это неправильно. Если болезнь не лечить, то организм погибнет. Так и Церковь.
Некоторые архиереи сегодня увлекаются политикой. Что Вы скажете об этом?
Любой архиерей, с одной стороны, – священнослужитель, а с другой – он гражданин своего Отечества, поэтому, несмотря на избитую фразу, что Церковь отделена от государства, мы поставляем разные декларации, отчеты в государственные структуры. Это говорит о том, что мы зависимы от государства, даже в такой серьезной системе, как регистрация религиозных общин. И любой человек – гражданин своего Отечества, поэтому его касаются проблемы и церковные, и политические.
Возьмем проблему абортов. С одной стороны – это проблема политическая, государственная, демографическая. А с другой стороны, мы понимаем, что детоубийство – это грех, с которым Церковь должна бороться, поэтому Церковь и касается этих проблем – проблем целостности нашего государства.
Нам не нравится, например, когда наши президенты, сменяющие друг друга, раздаривают наши территории другим государствам. Потому что мы знаем, что наши предки, казаки, например, эти земли с великим трудом присоединяли к нашему Отечеству, православные миссионеры эти места освящали и просвещали, посещая их с первопроходцами. Как же нам забыть их труды, они трудились во славу и возвеличивание своего Отечества, народы, населявшие эти земли, они приводили ко Христу. Те же Курилы, которые в свое время присоединял России Иван Козыревский, в монашестве – иеромонах Игнатий, который потом на Камчатке обитель воздвиг. А сейчас поднимают вопрос, чтобы отдать Курилы японцам. А какое отношение японцы к нашим территориям имеют? То есть, мы продаем все, и ту пользу, которые наши предки Отечеству приносили, мы сейчас пытаемся перечеркнуть. Какие же мы после этого верные сыны?
Если архиерей занимается политикой в смысле защиты Отечества, то это его обязанность. Как говорил свт. Филарет Московский: «Кто не заботится о земном Отечестве, станет ли заботиться о Небесном?»
Другое дело, когда архиереи вступают в межхристианские, межрелигиозные контакты. Когда ведут политические игры ради признания и наживы. Это неполезно и не нужно Церкви. Архиереи должны в первую очередь заниматься душепопечительством своей паствы, быть для нее и отцом и матерью. И если надо – возвысить глас в защиту своих чад. А все эти диалоги – пустая трата времени, да и сами радетели диалогов, общаясь с инославными, подвергаются тлетворному воздействию ереси. Конечно, духовенство должно влиять на все проблемы, возникающие в мiре, но влиять так, чтобы это было спасительно для души человека, и не жертвуя ради этого постулатами веры.
Известно, что каноны запрещают епископу давать деньги в рост. Как относиться к тому, что сегодня некоторые иерархи являются учредителями банков?
Отрицательно, конечно. Они, естественно, оправдываются, что они эти деньги пускают на всякие благотворительные нужды. Но мы знаем, что всё далеко не так. Поэтому я считаю, что раз каноны запрещают, то этого надо избегать.
Как сохранять сегодня церковное единство, когда мы видим явные отступления в действиях некоторых митрополитов и епископов, которыми смущается верующий народ?
Народ обличать должен архиереев за их неправославную деятельность, высказывать свои претензии. Другое дело, что «низы» никто не слушает. Но обличать надо всё равно. Потому что когда человек молчаливо соглашается со всем, это – предательство Православия. Человек должен высказывать свое отношение ко всему происходящему. Все нынешние отступления – нечестивые дела архиереев – предсказывались Святыми Отцами. И Серафим Саровский молил Господа, чтобы Он их помиловал, Но Господь ответил, что не помилует. Это говорит о том, что до такого нечестия всё дойдет, что Господь при всём Своем милосердии явит Свой гнев.
А как остановить тех людей, каковых сейчас немало, которые из-за своего смущения действиями архиереев покидают Церковь, уходят в раскол?
В этом и заключается грех архипастырей, что они такой соблазн сеют, что паства отпадает от Истинной Церкви. И сами архиереи привносят в лоно Церкви учение неправославное, различные гуманистические теории. Тот же самый митр. Кирилл, который общается с католиками, чем смущает верующих православных. Мы же знаем из истории Церкви, сколько горя принесло католичество России. И смутные времена, и попытка подчинить папе, которая, правда, не увенчалась успехом. А сейчас происходят новые крестовые походы Ватикана, и наши митрополиты выступают в роли агентов влияния Запада, предавая свою паству православную, устраивая шабаши совместные, которые они называют молитвами, хотя мы знаем, что с еретиками нам нельзя молиться. И каноны прещению подвергают за это, и в то же время это никакая не любовь. Любовь к Богу выражается, в первую очередь, верностью канонам, а уже потом любовью к ближним. А здесь получается всё поставлено с ног на голову – сначала лобызаются с еретиками, а потом высказывают свою любовь к Богу и Бога этим прогневляют. Если любишь еретика, обрати его в Православие. В этом истинная любовь.
Епископ Иларион Алфеев в своем последнем заявлении как раз продемонстрировал, как люди, водящие дружбу с врагами Христа – еретиками, вместо любви к братьям – ближним своим – начинают их ненавидеть. Он говорит, что если РПЦ выйдет из состава мировых экуменических организации, то окажется в изоляции. А Константинопольская Церковь сразу овладеет нашей многомиллионной паствой, находящейся за пределами России.
Это ложь и заблуждение епископа Илариона. Что Константинополь? Просто сейчас идет дележ у ног папы: кто это будет – Константинополь или Москва. Есть же зарубежные епархии, которые должны заниматься душепопечительством той паствы, которая не находится в России, вот пускай они и занимаются. По статистике на Западе проживает чуть более 150 тысяч православных. А слова еп. Илариона – это попытка исказить, извратить… Он давно уже в экуменизме участвует, поэтому-то он свое болото и хвалит. Я считаю, что все эти католические контакты – попытка затащить в нашу Церковь зловонный еретический труп. Вот, представьте, если мы его затащим? Что будет? Провоняет все. И наша Церковь перестанет пребывать в состоянии праведности и чистоты.
Митрополит Кирилл, епископ Иларион и прочие их сторонники питаются от Ватикана, кормятся от него. Свои средства они прокручивают в западных банках, у них бизнес на Западе. Это и подвигает их идти в ногу с католиками, содействовать им, а за это получать от Ватикана дивиденды.
Известно, что сейчас на Западе происходит с католичеством – и сколько храмов их продается, потому что там полнейшая бездуховность. А митрополит Кирилл говорит, что хочет вернуть Западу душу. Да пусть он лучше о своей душе позаботится, как её спасти, а не Европе душу вернуть.
«Злые обычаи тлят благие нравы», поэтому общение и единение с еретиками делает человека духовно безпечным, а это приводит к тому, что человек легко принимает всякие заблуждения, пытается их для себя оправдать, чтобы совесть успокоить. И живет в таком созданном им самом мiрке, не понимая, что и сам не идет по пути спасения, и паству свою губит. Многие же слушают митр. Кирилла: «Ах, как хорошо и красиво говорит!» Обольщаются этим, доверяют ему. А надо смотреть на дела и каждое слово взвешивать и анализировать, чтобы не попасть под влияние обольщения, заблуждения.
Епископ Иларион (Алфеев) заявил, что, требуя выхода из экуменического движения, Вы способствуете расколу международного Православия.
Я себя не считаю агентом Константинопольской Церкви. Я – сын Православной Церкви Московского Патриархата. А то, что я говорю о беззаконии, о той болезни, которая охватила нашу Церковь, это боль сердца… по-другому не скажешь. Надо бояться, прежде всего, Бога, а не какой-то там мнимой изоляции. По статистике, РПЦ составляет более 70% православных всего мира, и нам ли бояться изоляции?
Что же касается церковного единства, то оно может быть только в Истине. А объединяться ради единства, при этом жертвуя Истиной, могут только еретики.
Владыка, многие православные благодарны Вам за то, что Вы высказались в защиту нежелающих принимать глобализацию. Почему молчат другие владыки?
Все прекрасно понимают, что глобализация – это построение международного концлагеря, но при этом все дружно туда маршируют. Очнутся, когда лишатся Богом данной им свободы. Пока им ещё говорят об этом, кто-то живо воспринимает, а кто-то слепо поддакивает светской власти. А надо ВСЕМ этим процессам противиться, потому что это вопрос спасения. Представьте, если человеку будет вживлен чип, он будет подвержен воздействию со стороны этого чипа, потому что посредством этого чипа можно будет влиять на волю человека, на его поступки, человеком можно будет управлять, как биороботом, он будет полностью подконтролен. Если понадобится человека ликвидировать, можно дать команду на самоуничтожение. А все сейчас рукоплещут передовым технологиям, как это хорошо и удобно. А какое это удобство? Это не удобство, а духовная каторга, рабство.
Многие говорят: ну, вы не переживайте, это будет просто такой политический режим. Но ведь эта политика будет воздействовать на религию, т.е. на верование человека. Это однозначно. Ведь любая диктатура – это подавление человеческой воли.
Вас обвиняют в нарушении единства Церкви. Что Вы можете сказать на это?
Хочу сказать, что единству Церкви вредят те иерархи, которые участвуют в экуменических контактах. Они этим смущают паству, и нарушают единство. Они говорят, что, вот, те, кто отпали, это, мол, ничего страшного, обычный процент людей, которые и так должны были отойти, а остальных мы поведем в нужном направлении. Но это же неверно. Надо осознать, что не туда ведут пастыри народ свой, вот в чем дело.
Конечно, проще осудить меня как возмутителя спокойствия, оклеветать, что я уже и разума, и совести лишился. Но будучи понужден, отвечу, что разум там, где Истина. Я не лишился разума, чтобы белое назвать чёрным, а чёрное белым, как это делают экуменисты, и прекрасно вижу, где истина, а где ложь. Господь дал мне разум, чтобы анализировать и выбирать добро вместо зла.
И совесть моя в порядке, потому что не дает мне безразлично смотреть на то, что творится в Церкви. Переживаю и скорблю за состояние, в котором Церковь сейчас находится. Очень много писем получаю от православной паствы на эту тему, где люди высказывают боль своего сердца.
Экуменисты считают, что ничего страшного не произошло в Нотр-Даме, но ведь они же великое смущение вызвали! Почему сейчас многие батюшки и Патриарха перестают поминать. Конечно, этого делать нельзя, надо сохранять единство, но кто их подвигает к уходу из Церкви? Разве Диомид? Их подвигает боль сердца, желание как-то отгородиться от тех, кто молится с еретиками, чтобы не погибнуть. Но надо оставаться на корабле, а не бежать, и пытаться те дыры, которые возникают, латать и задраивать. Знаю, что готов меч для Диомида, но проблемы этим не решатся. А решать их надо.
Да поможет нам всем Господь наш Иисус Христос.
|