"Святая Успенская Киево-Печерская Лавра"
Главная » Статьи » Житие святых

«Костям моим покоя не дадут...»

Ревность не по разуму
Сообщение о том, что неизвестные пытаются вскрыть могилу на восьмом участке Лесного кладбища, поступило в милицию около 20.00 16 октября с.г. Примчавшийся наряд «Беркута» арестовал четверых человек, которых сразу же отправили в Деснянское районное управление милиции города Киева.
Вот как об этом писала одна из киевских газет: «Вандалов поймали, что называется, на горячем - с лопатами в руках. Несмотря на то что они не успели добраться до гроба монахини, саму могилу попортили основательно»... Некоторые журналисты, ссылаясь на мнения какого-то «религиозного эксперта», сравнили их… с сатанистами. Но больше всего поразило другое: среди тех задержанных оказался староста Свято-Воскресенского храма, расположенного на том же Лесном кладбище.
- Такие действия подпадают под 297-ю статью Уголовного кодекса Украины: надругательство над могилой. Мера наказания - до трех лет лишения свободы, - говорит следователь Деснянского районного управления милиции Сергей Семесько. - Но к уголовной ответственности привлечены не все участники «раскопок». Состав преступления зафиксирован только у церковного старосты Дмитрия Сердюкова, уже давшего подписку о невыезде из города. Во время допроса он сознался, что хотел провести экспертизу мощей матушки Алипии и таким оригинальным способом доказать необходимость ее канонизации (!). Остальные задержанные хоть и участвовали в этом деле, но о его намерениях ничего не знали…
Однако столь странное объяснение следователя вызывает больше вопросов, чем ответов. Если милиция задержала четверых человек с лопатами, то почему обвиняют лишь одного? Те трое пусть и не ведали, что творили, но все равно являются соучастниками: вместе рыли, вместе должны были бы и отвечать. Непонятно, в чем именно состоит «надругательство» старосты Сердюкова. Ведь провести экспертизу останков матушки он так и не смог: по словам инженера по благоустройству Лесного кладбища, до прибытия «Беркута» земля на могиле монахини была выкопана всего лишь на штык лопаты.
Удивляет и незаурядная личность самого старосты Дмитрия Сердюкова. Среди верующих он считается весьма уважаемым человеком. Ведет близкий к монашескому образ жизни. Внешне очень благообразный. Из-за длинных волос и бороды его иногда величают батюшкой. Ему 59 лет, из них 40 отданы медицине. Кандидат медицинских наук, известный в Киеве лор-врач. После ухода на пенсию продолжает разрабатывать рецепты новых лекарств. Лечит в основном травами и настойками. Правда, попасть к нему на прием очень сложно. И дело не только в больших очередях. С раннего утра и до позднего вечера Дмитрий Яковлевич находится в своем храме: то крышу нужно починить, то купол поставить, то отопление провести, то цветы во дворе посадить…
Наверное, поэтому в кладбищенской церкви о своем старосте отзываются как о человеке прекрасной души. На все мои «почемучки» кратко отвечают: «Он большую ревность по матушке Алипии имел»…

Вокруг «святой могилы»…
Говорят, после смерти матушки сбылось и ее предсказание: «Костям моим покоя не дадут». Согласно неофициальным данным, больше всех за ее чудотворными мощами охотились иностранцы. И, разумеется, Дмитрию Сердюкову, который был лично знаком с матушкой Алипией и входил в число ее духовных чад, очень не хотелось, чтобы было нарушено матушкино завещание об упокоении на Лесном кладбище.
- После смерти матушки американцы неоднократно пытались ее похитить. Потом ее хотели выкупить, но в Киевской Митрополии получали от ворот поворот. Напряженную обстановку вокруг могилы матушки создают уже не только иностранцы, но и охранники из подразделения «Сокол». Здесь, возле почитаемой могилы старицы, они торговали церковной утварью, - рассказывает церковный юрист Фидель Тимченко. - Эти «соколы» неоднократно избивали настоятеля церкви и старосту (у Дмитрия есть подтверждающие документы о нанесении ему побоев), строили всякие козни: срезали замки, влезали в храм, воровали и устраивали погромы. Более того, они часто угрожали: мол, мы украдем останки монахини. Опасаясь, как бы чего не вышло, Сердюков решил провести экспертизу, чтобы убедиться в нетленности мощей и поставить вопрос о ее канонизации. Таким образом, он со своими прихожанами хотел перезахоронить ее в своей церкви на том же Лесном кладбище. Было решено, что раз мы тут все духовные, то в рамках своей духовности можем себе это позволить. О том, что верующие будут рыть могилу, охранники из «Сокола» были предупреждены заранее. Вначале они молча наблюдали, а потом, воспользовавшись тем, что у Дмитрия не было официального разрешения, «соколы» всех уложили на пол и применили жесткое рукоприкладство. Тут же прибыл наряд милиции. Но правоохранителей интересовал только староста, потому что он не разрешал «соколам» заниматься коммерческой деятельностью возле матушкиной могилы. Учитывая большой наплыв народа, «соколы» ежедневно наторговывали на церковной утвари около тысячи долларов. А на следующее утро после ареста старосты оказалось, что храм был вскрыт и разграблен: пропали свечки, масло, книжечки, иконки и многое другое. Когда Дмитрий вернулся из милиции, охранники снова пытались его побить. Несмотря на огромную толпу паломников, они ему нагло заявили: «Если нас тут не будет, то и могилки матушки тоже не будет. Мы ее украдем…»
К сожалению, поговорить с самим старостой мне так и не удалось. После появления скандальных публикаций «о вандализме» общаться с прессой ему пока запрещено. По предварительным данным, Дмитрий Яковлевич намерен не только покаяться за свой проступок, но и передать в Киевскую Митрополию письмо за подписями около 900 верующих, в котором речь идет о недопущении надругательства над мощами матушки. Оказывается, почитатели усопшей монахини встревожены слухами о том, что ее якобы планируют перезахоронить то ли в Святошино, то ли в каком-то другом месте. Говорят, такие «планы» противоречат завещанию самой Алипии, которая хотела упокоиться именно на Лесном кладбище. Кроме того, многие верующие продолжают опасаться, что матушку могут «перезахоронить» за пределами не только Киева, но и Украины.

«Сегодня она очень почитаемая»
Об этом скандале мнение в украинском Православном духовенстве сейчас неоднозначно. По словам юриста Фиделя Тимченко, благословление на вскрытие матушкиной могилы Дмитрий Сердюков получил от настоятеля кладбищенской церкви отца Николая. Возможно, поэтому отец Николай является единственным священником, который пытается защитить своего старосту. В беседе со мной он сказал, что Дмитрий Яковлевич хотел спасти мощи матушки от попытки похищения, которые предпринимались уже неоднократно.
Настоятель Демиевского храма протоиерей Мефодий Финкевич тоже отзывается о матушке Алипии очень тепло: «Сегодня она очень почитаема, толпы людей ходят на ее могилу. Я и сам неоднократно обращался к ней. Я знал ее лично: именно она предсказала, что мне придется служить на Демиевке. Бывало, встречу ее, а она спрашивает: «Ты на Демиевке служишь?». «Нет, - говорю, - в соборе» (видимо, имеется в виду Владимирский, построенный еще при Императоре Николае II, а сегодня захваченный раскольниками-филаретовцами - авт.). В следующий раз встречаемся. Она опять: «Ты на Демиевке служишь?» - «Да нет, - говорю, - в соборе». И вот так и сложилось, что по ее предсказанию уже пятнадцатый год я служу на Демиевке. Служил у нас почитаемый батюшка, отец Иоанн Киевский. А матушка Алипия при всех кричала на него: «Блудник! Блудник!». Никто не понимал, почему. Как оказалось, она предвидела, что он духовно соблудит: ушел к раскольнику Филарету Денисенко…
А вот Благочинный Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры Архимандрит Ириней в разговоре со мной был более сдержанным. Сказал, что как таковой канонизации матушки Алипии не было: мол, есть люди, которые воздерживаются признавать ее за святую, а есть и поклонники. В любом случае, по его мнению, открытие мощей возможно не через эмоции, а после официального решения Церкви. Ну и, конечно же, не ночью… С отцом Иринеем трудно не согласиться: святость - это Божья милость, а не премия, присуждаемая нами. Ведь святые «не назначаются», а прославляются Господом.
Правда, следует отметить, что по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского Владимира в Киевской епархии уже издали книгу воспоминаний о «Христа ради юродивой монахине Алипии». Этот труд является не описанием жития матушки (о себе она мало говорила), а скорее, набором известных фактов о ней. Во многих церквах можно также приобрести «Акафист преподобной Алипии, новой угоднице Божией и дивной чудотворице». Кстати, с этим акафистом моя набожная теща дважды ездила на могилку к матушке и молилась за успешное разрешение родов своей дочери Елены, инвалида III группы (инсулинозависимый диабет). Результат налицо: полуторагодовалый Михаил Валентинович весело скачет по комнатам нашей «хрущевки»…
Думаю, что о подобных случаях могли бы рассказать многие Православные киевляне. Ведь не зря дорога к ее могилке никогда не зарастает… Ежедневно возле нее можно увидеть много людей. Они молятся у матушкиного креста, в конструкцию которого воткнуто множество записочек с просьбами. Вокруг могилы красуются свежие букеты цветов, в специально сооруженном ящичке с песком горят свечи, а на самом памятнике - кулечки с едой. По словам верующих, после молитвы они приобретают целебные свойства. Некоторые, помолившись, уносят пищу с собой. Сюда постоянно ходят паломники, даже из-за границы приезжают. О происшедшем ЧП многие из них не знают. Да и по самой могиле сегодня трудно догадаться, что кто-то пытался ее разрыть: следов «раскопок» там уже не видно...

«Водичку мою пейте и исцеляйтесь»
Труды и молитвы этой подвижницы были отмечены духовенством Киево-Печерской Лавры еще в советские годы, при ее жизни. В миру она была известна как Агапия Авдеева. Дата и год ее рождения не установлены. Известно лишь, что родилась она в Мордовии, в Пензенской области, в крестьянской семье среднего достатка. Рано лишилась отца, мать умерла, когда девочке было всего семь лет.
О себе матушка говорила в мужском роде: «Школу я оставил, потому что была революция». С этого времени она взяла на себя подвиг странничества по святым местам. Обошла пешком многие монастыри бывшей царской России. Но еще большие испытания выпали на ее долю в тридцатые годы: почти десять лет Агапия провела в одесской тюрьме. Сначала ее бросили в камеру к разбойникам. Но Господь ее от поругания сохранил. На Пасху она отказалась выйти на работу, за что ее зверски избили, сильно повредив позвоночник. С тех пор она на всю жизнь осталась сгорбленной. В пост тюремщики силой запихивали ей в рот мясо. Измученной голодом всунули шоколадку. «Но я зажал ее в руке и семь дней не ел и не пил», - вспоминала впоследствии матушка.
В камере с ней находились священники. Каждую ночь кого-то из них уводили на расстрел. Последний батюшка, арестованный со своим сыном, ей предсказал: «Нас сегодня заберут, а ты выйдешь отсюда». Когда их увели, произошло чудо: по словам матушки, к ней пришел Апостол Петр и чудным образом ее спас. Тюремные врата беззвучно открылись и так же беззвучно закрылись. И только от щелчка захлопнувшегося замка она, как бы очнувшись, увидела себя на свободе. «Беги», - сказал Апостол, указал рукой в сторону моря и стал невидим. В благодарность за такое освобождение матушка сидела в Демиевской церкви у иконы святых Апостолов Петра и Павла…
Во время войны она попала на принудительные работы в Германию, но потом каким-то чудом перешла линию фронта и прибыла в Киево-Печерскую Лавру. В украинской столице прожила более сорока лет. Паломникам, приходившим в Лавру, Алипия запомнилась тем, что почти три года прожила в глубоком овраге, ночуя в дупле дерева. Для многих верующих так и осталось загадкой, как матушке удавалось сохранять свою внешнюю чистоту, красоту и привлекательность, не имея крыши над головой... После смерти лаврского Архимандрита Кронида духовное руководство над ней принимает схимонах Дамиан. А после закрытия Лавры в 1961 году она поселилась в Голосеевской пустыни (район Киева). По рассказам верующих, она часто посещала Демиевку, где прикладывалась к иконе Василия Великого и незаметно кла­ла пожертвования: бывало, положит деньги и быстро уходит, чтобы никто не видел…
Кроме многочисленных почитателей у нее были и враги. Живший по соседству мужик не раз грозился разрушить жилище Алипии. Однажды он уговорил тракториста приехать и ковшом подцепить бревна, поддерживающие стену ветхого домика. С воздетыми к небу руками молилась матушка, прося заступничества у Святителя Николая, - и произошло чудо. Вот как об этом рассказывает одна из духовных чад Алипии: «Когда тракторист зацепил трос за бревно под крышей, в это время хлынул дождь. Да такой сильный, что стало темно (удивительно то, что в этот день на небе не было ни облачка). Так ничего и не разрушив, тракторист уехал. А домик остался стоять невредимым. Потом его общими усилиями отремонтировали. А матушка сказала: «Пока я живой, дом не разрушат, преподобные Печерские не допустят, а после смерти снесут, и ничего не останется». Так оно и случилось…
30 октября 1988 года в пять часов вечера матушка Алипия мирно отошла ко Господу (очевидно, на 78-м году жизни). В тот день был первый заморозок и пошел первый снег, как она и предсказала. Отпели ее во Флоровском монастыре. А через двенадцать лет после смерти матушки возле ее бывшего голосеевского домика забил источник, к которому она еще при жизни завещала ходить: «Водичку мою пейте и исцеляйтесь»…

На снимке: Монахиня Алипия; У могилы матушки Алипии всегда многолюдно.

Категория: Житие святых | Добавил: pinpopov (11.02.2012)
Просмотров: 1697 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]