"Святая Успенская Киево-Печерская Лавра"
Главная » Статьи » Житие святых

Монахиня Мария: Анна Танеева-Вырубова, оклеветанная «други ради»
Нам, кому со школьной скамьи твердили о «добром дедушке Ленине» и «кровавом царе Николае», казалась естественной та обстановка антимонаршей истерии, которая существовала в начале двадцатого века в России. Название претенциозного фильма Элема Климова «Агония», внушали нам, правильнее всего характеризовало это время: Распутина и Вырубовой, «слабовольного, чуть ли не сумасшедшего» царя и «немецкой шпионки» — царицы Александры. На самом деле, как это теперь стало известно, всё было с точностью до наоборот — раздувавшие антиправительственные настроения большевики сами оказались купленными немецкой разведкой, а Царь Николай II, царская семья и ближайшее окружение, в том числе, конечно, и лучшая подруга царицы — Анна Вырубова, стали жертвами тайных интриг мировой закулисы и обманутых ею наших сограждан. Но если доброе имя Царской семьи восстановлено и даже, более того — все её члены причислены к лику святых, то об Анне Вырубовой такого не скажешь. Многие, по-прежнему, считают её порочной, коварной, властолюбивой… Многие, но не все. 

«Вспоминается, как два года назад на торжествах, посвящённых памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре, — пишет Людмила Хухтиниеми, — один иеромонах сказал удивительные слова, сразу запавшие мне глубоко в душу: У вас там в Финляндии есть святая — Анна Вырубова. Обращайтесь к ней со всякой нуждой за помощью». 

Святая или нет Анна Танеева-Вырубова, решать не нам, наша статья не ставит себе такой задачи, приводя мнение троице-сергиевского иеромонаха мы только хотели сказать о том, что есть и такой взгляд… Нам кажется, для начала было бы достаточно восстановить честное имя Анны, реабилитировать её, как были уже раньше реабилитированы миллионы безвинно пострадавших наших сограждан. 

Государь-Император Николай II был совершенно искренне и непоколебимо уверен в том, что он «помазанник Божий» и что вся ответственность за судьбу Российской Империи лежит на нём и только на нём одном. Ему был чужд парламентаризм и демократия, он не был готов подобно Петру I менять государственное устройство в угоду революционным процессам, бурлившим на Западе и, особенно, во Франции. Он по праву считал себя приемником Византийских императоров, совмещая в своём лице одновременно всю полноту государственной и духовной власти. Формула графа Уварова «Православие. Самодержавие. Народность» была для него не громкой фразой, а реальностью повседневной жизни. Другое дело — высший свет, великие князья, придворные. В большинстве своём они были далеки как от православия, так и от монархического понимания власти как служения своему народу. Главное для них было — личные выгоды, собственные интересы и страсти. Видя протекающие в Европе процессы реформирования государственного устройства и наблюдая среди российской интеллигенции подобного рода настроения, великие князья — родственники Императора Николая II, его дядюшки и двоюродные братья, — не веря в то, что Государь справится с этой ситуацией, делали всё, чтобы самим оказаться во главе Империи. Именно поэтому они пытались отстранить царя Николая II от власти, выстраивая сложную систему интриг, клеветы и провокаций. Анне Танеевой-Вырубовой, наряду с Распутиным, было суждено оказаться в самом центре этой коварной многоходовой игры великих князей. Анна Танеева-Вырубова была просто использована ими как ступенька в более важном деле дискредитации Императрицы и самого Императора. Пришедшие же в семнадцатом году к власти большевики довершили эту работу, расстреляв царскую семью. Для оправдания своих действий ими и был окончательно сформирован миф о «прогнившей монархии» и «всевластной, корыстолюбивой и распутной» Вырубовой. 

9 января 2005 года по финскому телевидению в серии документальных программ был показан фильм об Анне Вырубовой, в котором как в капле воды отразился весь этот океан слухов и домыслов, предубеждений и голословных обвинений в её адрес. Но, — надо отдать должное авторам фильма, — как отдельные острова и рифы, возникают по ходу его просмотра действительно объективные суждения современных российских историков, архимандрита Арсения из Ново-Валаамского монастыря, предъявляются и архивные материалы, показывающие Анну Танееву-Вырубову не как преступницу, а как жертву, заложницу её любви и преданности к семье последнего Императора России. 

Директор музея «Царское село» Лариса Бардовская прямо указывает на советских творцов мифа о Вырубовой — авторов подложных её мемуаров писателя Алексея Толстого и историка Щёголева, которые то ли из-за страха репрессий, то ли из-за денег взялись выполнить этот заказ «партии и правительства». Сама же она, досконально зная Царскосельский дворцовый комплекс и его историю, уверена, что Анна Танеева-Вырубова совершенно не интересовалась политикой, а была просто преданной подругой императрицы и всей семьи. 

Этой же точки зрения придерживаются и сотрудники Российского музея политической истории Александр Калмыков и Светлана Александрова. Последняя, анализируя взгляды разных исследователей на феномен Вырубовой, указывает только на Радзинского как на того, кто поддерживает мнение, будто Анной Вырубовой владела страсть к власти. Историк Баханов полностью опровергает его. Он пишет, что Анна Танеева-Вырубова была только тенью Александры Феодоровны, её подругой, но ни в коем случае не вмешивалась в политику. На той же позиции стоит и исследователь Даниил Коцюбинский. Императрица игнорировала её мнение, считает он и добавляет: Танеева была простушка и всего лишь близкая подруга, многие годы, проведшая при царской семье. 

На наш взгляд нет ничего убедительней фактов: 
После революции 15 (!) раз было проведено медицинское освидетельствование Анны Танеевой-Вырубовой и всякий раз следовало одно и то же заключение: девственница. Значит, полным вымыслом является утверждение об её интимных связях с Распутиным и т. п.
Перебежав в Финляндию, она многократно получала отказ в выдаче финского гражданства по причине отсутствия достаточных средств к существованию и жила здесь очень скромно, почти нищенствовала. Где же тогда те гипотетические миллионы, которые она якобы получала за своё ходатайство о тех или иных людях перед царём? Нет этих миллионов! Значит, не было их и раньше, как и самих этих ходатайств. Никакой роли в политической жизни империи она не играла. Всё это полная ложь.
Изданные ею в Финляндии и в Париже в двадцатые годы воспоминания (отрывки из них мы помещаем в этом и следующем номерах) рисуют Императора Николая II и Императрицу Александру Фёдоровну как людей истинно православных, достойных той миссии, которая выпала на их долю. В эти годы конца первой мировой войны и крушения монархий в Европе гораздо конъюнктурнее и выгоднее было бы напечатать фальшивку в духе той, которую сделали Алексей Толстой и Щёголев. Но нет, верная императорской семье при жизни, она и после её трагической гибели остаётся верной ей в своих воспоминаниях, совершенно не заботясь о том, какую ярость вызовет это в Советской России и в среде эмиграции, поддерживающей великих князей Константина и Николая Николаевича, травивших её ещё в годы близости к царской семье.
Её пострижение в монахини. Шаг, в свете растиражированного Алексеем Толстым и Радзинским образа Вырубовой, совершенно немыслимый, не дающий никаких дивидендов и преимуществ. И… совершенно закономерный для преданной и близкой по духу подруги Императрицы Александры Феодоровны. Как можно было жить дальше в этом мире, в котором жертвенность и любовь ничего не стоят, а преданность и порядочность — только предмет насмешек и издевательств? Возможно ли было и далее существовать как ни в чём не бывало, когда в подвале ипатьевского дома зверски расстреляны невинные дети, горячо любимый Государь-Император и самая близкая, самая родная душа на свете — Императрица Александра Феодоровна?

К счастью, в настоящее время появляется всё больше литературы, рисующей положительный образ Анны. Издательством «OTTAVA» в 1987 под редакцией Irmeli Viherjuuri была выпущена на финском языке книга «Anna Virubova — keisarinnan hovineiti». В книге около 200 фотографий из архива редактора. Две главы написаны иеромонахом Ново-Валаамского монастыря Арсением (теперь — епископом) на основании подлинных документов. Содержание книги не оставляет сомнений в том, что сложившийся среди русских (как в России, так и в Финляндии) негативный образ Анны Танеевой-Вырубовой не имеет ничего общего с реальностью. 

Московским издательством «Благо» в 2000 году была выпущена в свет истинная версия воспоминаний Анны Вырубовой — «Страницы моей жизни». Книга раскрывает перед непредубеждённым читателем духовную настроенность и нравственную силу автора. В предисловии, написанном Юрием Рассулиным, прослеживается история фальсификаций воспоминаний Анны Вырубовой и рисуется её живой и светлый портрет. Некоторые фрагменты из статьи Ю. Рассулина мы помещаем ниже: 


«…В ряду многочисленных воспоминаний о Государе Николае II и Государыне Александре Фёдоровне книга А. А. Танеевой (Вырубовой) занимает особое место. Вот что автор пишет о самой себе: «Отец мой, А.С.Танеев, занимал видный пост статс-секретаря и главноуправляющего Его Императорского Величества Канцелярии в продолжение 20 лет. По странному стечению обстоятельств тот самый пост занимали его дед и отец при Александре I, Николае I, Александре II и Александре III. Дед мой, генерал Толстой, был флигель-адъютантом Императора Александра II, а его прадед был знаменитый фельдмаршал Кутузов. Прадедом матери был граф Кутаисов, друг Императора Павла I.” 

По свидетельствам современников, её отец был человеком широко образованным, выдающимся музыкантом и сделал всё от него зависящее, чтобы развить эти качества у своей дочери. Сама же Анна Александровна, несмотря на своё аристократическое происхождение, по природе была человеком простым, мягким и вовсе не обладала качествами героя. Однако… она смогла пройти через все тяжелейшие испытания, выпавшие на её долю, перенести физическую боль, нравственные страдания, уничижения и поношения от людей и страшную разрушительную клевету… 

…Вот как характеризует состояние петербургского общества накануне революции товарищ Обер-прокурора Святого Синода князь Н.Д. Жевахов: 

«Ещё меньше было тех, кто понимал, что происходило в тылу и что выражала собою та вакханалия сатанинской злобы, какая бушевала в самом Петербурге и всею своею тяжестью обрушивалась на самых лучших, самых чистых, самых преданных слуг Царя и России». (Князь Н.Д. Жевахов. «Воспоминания» т.1, гл.23, стр. 92. Издательство «Родник». Москва 1993 г.) 

И далее, уже непосредственно, об Анне Александровне и её отношениях с Императрицей он пишет: 

«Войдя в лоно Православия, Императрица прониклась не только буквою, но и духом его, и, будучи верующей протестанткой, привыкшей относится к религии с уважением, выполняла её требования не так, как окружающие её люди, любившие только «поговорить о Боге», но не признававшие за собою никаких [ обязательств], налагаемых религией. 

Исключение составляла только Анна Александровна Вырубова, несчастно сложившаяся личная жизнь которой рано познакомила её с теми нечеловеческими страданиями, какие заставили её искать помощи только у Бога, ибо люди были уже бессильны помочь ей. Общие страдания, общая вера в Бога, общая любовь к страждущим создали почву для тех дружеских отношений, какие возникли между Императрицею и А. А. Вырубовой. 

Жизнь А. А. Вырубовой была поистине жизнью мученицы, и нужно знать хотя бы одну страницу этой жизни, чтобы понять психологию её глубокой веры в Бога и то, почему только в общении с Богом А. А. Вырубова находила смысл и содержание своей глубоко несчастной жизни. И когда я слышу осуждения А. А. Вырубовой со стороны тех, кто, не зная её, повторяет гнусную клевету, созданную даже не личными её врагами, а врагами России и христианства, лучшей представительницей которого была А. А. Вырубова, то я удивляюсь не столько человеческой злобе, сколько человеческому недомыслию… И когда Императрица ознакомилась с духовным обликом А. А. Вырубовой, когда узнала, с каким мужеством она переносила свои страдания, скрывая их даже от родителей, когда увидела её одинокую борьбу с человеческой злобой и пороком, то между Нею и А. А. Вырубовой возникла та духовная связь, которая становилась тем больше, чем больше А. А. Вырубова выделялась на общем фоне самодовольной, чопорной, ни во что не верующей знати. Бесконечно добрая, детски доверчивая, чистая, не знающая ни хитрости, ни лукавства, поражающая своей чрезвычайной искренностью, кротостью и смирением, нигде и ни в чём не подозревающая умысла, считающая себя обязанной идти навстречу каждой просьбе, А. А. Вырубова, подобно Императрице, делила своё время между Церковью и подвигами любви к ближнему, далёкая от мысли, что может сделаться жертвою обмана и злобы дурных людей». (Там же, глава 26) 

Нравственный облик А. А. Танеевой (Вырубовой) непредвзято характеризует следователь Руднев, возглавлявший один из отделов чрезвычайной комиссии, учреждённой Керенским. Отдел этот назывался «Обследование деятельности тёмных сил»: 

«Много наслышавшись об исключительном влиянии Вырубовой при Дворе и об отношениях её с Распутиным, сведения о которых помещались в нашей прессе и циркулировали в обществе, я шёл на допрос к Вырубовой в Петропавловскую крепость, откровенно говоря, настроенный к ней враждебно. Это недружелюбное чувство не оставляло меня и в канцелярии Петропавловской крепости, вплоть до появления Вырубовой под конвоем двух солдат. Когда же вошла г-жа Вырубова, меня сразу поразило особое выражение её глаз: выражение это было полно неземной кротости. Это первое благоприятное впечатление в дальнейших беседах моих с нею вполне подтвердилось. 

Мои предположения о нравственных качествах г-жи Вырубовой, вынесенные из продолжительных бесед с нею в Петропавловской крепости, в арестантском помещении и, наконец, в Зимнем дворце, куда она являлась по моим вызовам, вполне подтверждались проявлением ею чисто христианского всепрощения в отношении тех, от кого ей много пришлось пережить в стенах Петропавловской крепости. И здесь необходимо отметить, что об этих издевательствах над г-жой Вырубовой со стороны крепостной стражи я узнал не от неё, а от г-жи Танеевой. Только лишь после этого г-жа Вырубова подтвердила всё, сказанное матерью, с удивительным спокойствием и незлобивостью заявив: «Они не виноваты, не ведают бо, что творят». По правде сказать, эти печальные эпизоды издевательства над личностью Вырубовой тюремной стражи, выражавшиеся в форме плевания в лицо, снимания с неё одежды и белья, сопровождаемое битьём по лицу и по другим частям тела больной, едва передвигавшейся на костылях женщины, и угрозы лишить жизни «наложницу Государя и Григория» побудили следственную комиссию перевести г-жу Вырубову в арестное помещение при бывшем Губернском жандармском управлении. 

…Все её объяснения на допросах в дальнейшем, при проверке, на основании подлежащих документов, всегда находили себе полное подтверждение и дышали правдой и искренностью…Г-жа Вырубова всегда просила за всех, поэтому к её просьбам при Дворе и было соответствующее осторожное отношение, как бы учитывались её простодушие и простота» (Ричард (Фома) Боттс. «Пшеница и плевелы». Издательство Российского отделения Валаамского общества Америки. М. 1997г. стр. 237, 241-242. 


Книга воспоминаний А. А. Танеевой (Вырубовой) «Страницы моей жизни»… издана в Париже в 1922 году… Все дальнейшие издания этой книги претерпели существенные изменения текста, более того, можно сказать, подверглись редакционной цензуре. В России один из таких вариантов был опубликован в сборнике «Фрейлина Её Величества Анна Вырубова» в 1993 году издательством «ORBITA». Составитель сборника — А.В. Кочетов. Отметим, что сборник включает кощунственную фальшивку — лже-«Дневник Анны Вырубовой», о котором будет сказано особо. 

Практически тот же текст использован издательством «Ковчег» совместно со Сретенским монастырём и издательством «Новая книга» в сборнике «Царственные мученики в воспоминаниях верноподданных», вышедшем в 1999 году. (И в сборнике «Фрейлина Её Величества. Тайны российского двора» Минского издательства «Харвест» 2002 года, имеющемся в русском отделе Хельсинской библиотеки — Ред.) 

Как свидетельствует А.Кочетов, текст, вошедший в его сборник, воспроизведён по книге «Фрейлина Её Величества», которая вышла в 1928 году в латвийском буржуазном издательстве «Ориент». «К печати эту книгу подготовил некто С. Карачевцев, слегка прошедшийся по тексту редакторским пером и несколько сокративший мемуары, особенно в части характеристик Протопопова, Маклакова, Щербатова и Хвостова — министров внутренних дел», — пишет А. Кочетов…этот список далеко не полный… слова «слегка» и «несколько» точнее было бы заменить словом «безжалостно», так как редакторская правка… привела к сокращению половины авторского текста! 

Добавим ещё, что «доброхотам-правщикам» угодно было не только сократить текст, но и включить в него измышленные абзацы, не принадлежащие перу автора. Сделано это было с лукавой целью создать у читателя впечатление об авторе как человеке недалёкого ума, что вполне соответствовало бытовавшему в эмигрантской среде мнению, нашедшему отражение во множестве воспоминаний, где говорится об Анне Вырубовой. Облить её грязью или по крайней мере исказить её нравственный облик служило, по-видимому, признаком хорошего тона. 

…Завершая разговор о судьбе воспоминаний А. А. Танеевой, для полноты картины можно отметить, что апофеозом, без преувеличения будет сказано, дьявольской работы по искажению её воспоминаний и, тем самым, по дискредитации самой Анны Танеевой, а через неё всей Царской семьи, является пресловутый «Дневник Анны Вырубовой», опубликованный в упоминавшемся сборнике издательства «ORBITA» в 1993 году. (И в сборнике минского издательства «Харвест», закупленном хельсинской библиотекой для чтения русских читателей в Финляндии — прим. лит. редактора)… авторами этой гнусной фальшивки явились известный советский писатель А.Н. Толстой и историк П. Е. Щёголев, бывший член Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства…взяться за написание подобной стряпни могли только те, кто потерял совесть и чувство собственного достоинства, люди опустившиеся и распоясавшиеся от ощущения своей безнаказанности…» 


К словам Юрия Рассулина добавить в общем-то нечего. К счастью, благодаря его трудам в нашем распоряжении есть теперь переизданные истинные воспоминания Анны Танеевой-Вырубовой, отрывки из которых мы публикуем в этом номере. 

Темой последних лет жизни Анны Танеевой-Вырубовой в эмиграции здесь в Финляндии, как уже было сказано, занимался иеромонах Ново-Валаамского монастыря, а теперь епископ Арсений. В разделе «Архив» этого номера мы приводим с небольшими сокращениями написанную им главу «Uusi kotimaa» в упоминавшейся ранее книге «Anna Virubova. Keisarinnan hovineitti» (Перевод на русский сделан Людмилой Хухтиниеми). 

Когда эта статья уже была практически готова мне в руки попалась изданная московским издательством «Алгоритм» в 2005 году книга Олега Платонова «Григорий Распутин и «дети дьявола», в которой автор приводит множество документальных свидетельств той чудовищной лжи, которая была создана врагами России и Православия вокруг имён Императрицы Александры, Анны Вырубовой и Распутина. Так например, в книге приведена полностью статья следователя Руднева В.М. «Правда о царской семье, Г.Е. Распутине и «тёмных силах», также — данные агентурных наблюдений и наблюдений дворцовой охраны, копии телеграмм и писем. Думается, к настоящему времени нет более серьёзного исследования на эту тему. Отсылаем всех интересующихся читателей к этой книге. Приведём лишь краткое мнение автора об Анне Александровне Вырубовой, составленное им после изучения многочисленных архивных данных: 

«Образцом самой строгой жизни была, например, одна из ближайших почитательниц Распутина, подруга царицы Анна Вырубова. Свою жизнь она в самом деле посвятила служению царской семье и Распутину. Личной жизни у неё было. Здоровая, красивая женщина полностью подчинялась самым строгим монастырским требованиям. По сути дела, она превратила свою жизнь в монастырское служение, а в это время клеветники в левой печати публиковали самые гнусные подробности о её якобы развратной интимной жизни. Как велико было разочарование этих пошляков, когда медицинская комиссия Временного правительства установила, что Вырубова никогда не была в интимных отношениях ни с одним мужчиной. 

А ведь ей приписывали … десятки любовных связей, в том числе и с царём. И с Распутиным. После счастливого бегства из России, где ей угрожала неминуемая смерть, Вырубова постриглась в монахини, соблюдая самый строгий устав и ведя одинокую жизнь. Монахиней она умерла в Финляндии в 1964 году». 

В заключение хочется привести мнение некоторых прихожан Покровского прихода г. Хельсинки: «Что бы там ни говорили об Анне Вырубовой, вы приходите на православное Ильинское кладбище к её могилке, постойте и помолитесь. Почувствуйте, как легко молиться здесь, как тихо и умиротворенно становится на душе». 

Анна Вырубова. Из книги "Страницы моей жизни" 
Епископ Арсений "Новая родина" (О жизни Анны Танеевой в Финляндии)

Категория: Житие святых | Добавил: pinpopov (20.11.2009) | Автор: Игорь Попов E W
Просмотров: 1971 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 1
1 Л.Е.В.  
1
Преступления еврейских нацистов гораздо более масштабны, чем преступления немецких нацистов. Почему об этом молчит православная церковь? Чекисты, все как один мононациональные, вырезали десятки тысяч (70-90) православных служителей церкви. Это вам не 23 тысячи записавшихся на выезд на историческую родину и попавших в Бабий Яр! Почему церковь предает с вой народ?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]