Главная » Статьи » Мои статьи |
В этом году мы предприняли паломническую поездку по Крыму. Поселились Свято-Никольского храме возле Братского кладбища. Там познакомились с паломниками из Смоленска и присоединились к ним . Бра́тское кла́дбище — русское воинское захоронение в Севастополе, на южном склоне холма, возвышающегося на Северной стороне города, в районе Куриной балки. На Братском кладбище похоронены останки русских воинов, павших во время Крымской войны. Здесь находятся 472 братские могилы, в каждой захоронены сотни безымянных «нижних чинов», а также 130 индивидуальных захоронений офицеров и генералов. Здесь покоятся также многие участники обороны Севастополя, генералы, адмиралы и офицеры, умершие значительно позже. Во время обороны Севастополя большую часть убитых увозили на Северную сторону, где в конце сентября 1854 года по указанию руководителя обороны вице-адмирала Владимира Корнилова были созданы три кладбища возле Северного укрепления. Эти кладбища имели отделения, на которых хоронили моряков, саперов, артиллеристов, пехотинцев по полкам. Впоследствии они разрослись и стали восприниматься как одно, которое первоначально называлось Петропавловским, а позже Эдуард Тотлебен назвал его Братским. Территория кладбища обнесена оградой из крымбальского камня. На холме, поросшем густой зеленью, возвышается Свято-Никольский храм-памятник пирамидальной формы, увенчанный крестом. В современное время здесь похоронены героически погибшие воины с атомохода Курск и корабля Новороссийск Холм, на котором расположено Братское кладбище, венчает величественный пирамидальный храм Святого Николая — общий памятник павшим воинам, защищавшим Севастополь в 1854-55гг. В 2007году исполняется 150 лет со дня основания Свято-Никольского храма памятника. Начало строительства. Предложения о строительстве храма появились сразу после окончания войны. В сентябре 1856 года Александр II дал разрешение на сооружение храма на «добровольные пожертвования». Помимо М. И. Эппингера, приступившего к работе по благоустройству некрополя, князь В. И. Васильчиков привлекает к проектированию талантливого архитектора Алексея Александровича Авдеева (1819–1885).В 40–50-х годах А. А. Авдеев много строил в России: обсерваторию Московского университета, собняки А. И. Кошелева и дворян Кротковых в Москве, церковь в византийско-русском стиле в имении А. С. Хомякова в Рязанской губернии. После Крымской войны А. А. Авдеев проектирует и строит свои известные творения: часовню на Инкерманских высотах близ Севастополя (1886 год) в память смотра русской армии, произведенном в 1855 году Александром II (окончена в 1886 году, но, к сожалению, не сохранилась), часовню на могиле князя М. Д. Горчакова, храм во имя Святого Покрова в Ореанде, памятник на могиле капитана 1-го ранга А. И. Казарского в Николаеве. Он же является автором проекта Владимирского собора, сооруженного на вершине Центрального холма в Севастополе.Летом 1857 года А. А. Авдеев разрабатывает проект храма на Братском кладбище и передает его князю Васильчикову. Вначале его рассматривает Александр II. Проект был утвержден. Впрочем, в историческом путеводителе, составленным к пятидесятилетию Севастопольской эпопеи, под редакцией историка генерал-майора А. М. Зайончковского, говорится, что «проект храма первоначально составлен архитектором Шнейдером», но позже переработан Авдеевым. В историческом путеводителе допущена неточность. На самом деле, проект храма был разработан архитектором Андреем Ивановичем Штакеншнейдером (22.02.1802 — 8.08.1865). С 1831 года он занимался частными постройками, в том числе дома для графа А. Х. Бенкендорфа в окрестностях Ревеля. Стал вскоре строителем царских и великокняжеских дворцов, архитектором «собственного Его Величества двора и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы». В 1834 году получил звание академика, а в 1844 году стал профессором архитектуры. А. И. Штакеншнейдер — также автор проекта дворца Великого князя Николая Николаевича-старшего (сына Николая I) в Санкт-Петербурге, в котором имелась церковь во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радости», церкви во имя Архангела Михаила во дворце Великого князя Михаила Николаевича (Дворцовая набережная, 18). В Крыму по проекту архитектора в 1852 году для августейшего семейства в Ореанде был построен великолепный дворец, сгоревший в августе 1861 года.Сохранившийся эскизный проект на Братском кладбище, говорит о том, что он явно претерпел ряд изменений: пирамида стала выше, так как в ее верхней части разместили звонницу, крест — более массивным, в стенах появились узкие окна с сандриками. В проекте звонница предполагалась над порталом: барабан с проемами, увенчанный крестом. Своей формой храм напоминает прославленные египетские пирамиды - символы вечности и покоя, обладающие огромной эмоциональной силой воздействия и как бы являющиеся продолжением жизни человеческой души.5 сентября 1857 года были освящены и заложены первые камни храма во имя Святителя Николая Чудотворца. Под закладные блоки положили медали: «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853–1856 гг». В августе 1861 года в Севастополь прибыл Александр II. С императрицей Марией Александровной и младшими детьми — Павлом, Сергеем, Алексеем и Марией он посетил Братское кладбище и Херсонесский монастырь, где заложил первый камень и установил деревянный крест в основание будущего храма в честь Святого Равноапостольного князя Владимира. Храм на Братском кладбище благословили назвать именем одного из самых почитаемых в Православии святых — Николая Чудотворца (Мирликийского).А. А. Авдеев и члены комиссии, контролировавшие строительство всего комплекса Братского кладбища, рассчитывали возвести храм за три года. Никто не предполагал, что оно растянется на долгие тринадцать лет. Работа продвигалась крайне медленно и, в основном, из-за нехватки средств. Пожертвования поступали из многих городов и разных уголков России. Присылали деньги офицеры и чиновники, родственники погибших воинов в Севастополе, солдаты и матросы. Но денег катастрофически не хватало.Комиссия принимает решение о временном приостановлении строительства.Прекратили выплачивать жалованье А .А. Авдееву. Архитектор уехал в Петербург, а возвратившись, занимался некоторое время только возведением Владимирского собора. Критическое финансовое положение несколько спасла княгиня Татьяна Васильевна Васильчикова, пожертвовав в 1863 году двенадцать тысяч рублей и пообещав, что в последующие три года будет давать на строительство по столько же. Но уже в том же году комиссия приходит к выводу, что недостроенный храм требует ремонта. Из-за сырости местами отвалилась штукатурка, здание дало осадку, на стене появилась трещина, стали проседать гранитные ступени крыльца. Осенью 1860 года, когда был установлен крест весом в 1500 пудов, вырубленный из диорита, добытого в районе Аю-Дага, поперечная часть его обломилась. К счастью, жертв не было, не сильно пострадало и здание: повреждение получили только фронтоны. Новый крест водрузили в феврале 1864 года, завершив, в целом, строительство храма в виде усеченной пирамиды. Она квадратная в плане ( 20,5 м), сложена из местного крымбальского известняка. Высота пирамиды 27 метров. Ее основанием служит высокий цоколь, сложенный из квадров, обработанных крупным рустом. Квадры прочеканены свинцом, отлитым из пуль, собранных на местах сражений. С четырех сторон пирамиды находятся ризалиты. В них с севера на юг устроены окна вытянутых пропорций, в восточном ризалите, где помещается алтарь, окна отсутствуют. В толщину стен пирамиды врезаны узкие окна с сандриками, выше — арочные проемы с колоннами дорического ордена, ведущие в небольшую звонницу. На гранях пирамиды вмонтированы плиты из темного гранита с перечислением воинских соединений, принимавших участие в обороне, временем пребывания в осажденном Севастополе и понесенных потерь. Напоминая о важном событии в военной истории Отечества, они удачно вписались в памятник, подчеркивая строгую индивидуальность храма-пирамиды. 24 мемориальные доски с наименованиями частей войск севастопольского гарнизона установлены к 50-летию первой обороны и на церкви Святого архистратига Михаила.В 1870 году все строительные и отделочные работы были завершены и в присутствии генерал-адмирала Великого князя Константина Николаевича — младшего брата Александра II, храм Святого Николая освятили. Император Николай II с семьей во время посещения Свято-Никольского храма и Братского кладбища. 1898г. В августе 1898 года Братское кладбище и храм Святого Николая посетил Николай II с императрицей Александрой Федоровной и детьми. Произведя вместе с генерал-адмиралом Великим князем Алексеем Александровичем и Великим князем Михаилом Александровичем смотры судов возрожденного Черноморского флота и войск на Куликовом поле под Севастополем, 23 августа император с Графской пристани переправился на Северную сторону. В открытой коляске в сопровождении немногочисленной свиты императорская чета приехала к храму Святого Николая, где они слушали заупокойную литургию, которую совершал настоятель адмиралтейского собора, в сослужении протоиерея с яхты «Штандарт» и благочинного 13-й пехотной дивизии.При входе в церковь, их Величества были встречены священником, с крестом и святой водою. В 2 ч. 25 мин. окончилась литургия, и Государь император с Государынею Императрицей, при выходе из храма, изволили пешком обойти вокруг кладбищенской церкви. Затем Их Величествам имели счастье представляться севастопольские герои кампании 1854–1855 годов, в числе 34-х человек, с которыми Государь Император и Государыня Императрица милостиво беседовали о севастопольской защите, расспрашивая их, в каких делах они принимали участие и какие имеют знаки отличия. После этого их Величества изволили пешком проследовать по главной алее, ведущей к выходу, и по пути следования осмотрели памятники севастопольских героев: Тотлебена, Спицына, князя Горчакова, Хрулева и некоторые братские могилы В 1910-х годах отремонтировали ограду кладбища и некоторые памятники. Из Никитского ботанического сада привезли и высадили около 300 деревьев и 200 кустарников, в том числе роз. У дома священника соорудили ограду, устроили водоснабжение. В 1911 году симферопольский художник Николай Степанович Лапин промыл в храме мозаику. Но на этом работы на Братском кладбище завершились — и надолго. Грянул семнадцатый год. В первый день мы поехали по ЮБГ южному берегу Крыма, побывали в Ливадийском дворце, где посетили Дворцовую Крестовоздвиженскую церковь. Дворцовая Крестовоздвиженская церковь Всего в нескольких километрах от Ялты находится одно из самых известных в Крыму мест: курортный поселок Ливадия. Каждый год его посещают тысячи людей с целью увидеть Ливадийский дворец - летнюю резиденцию русских царей. В ходе экскурсии посетителям обязательно показывают дворцовую церковь, в которой молились три поколения императоров: Александр II, Александр III и Николай II. В 1860 году Удельное ведомство купило усадьбу графа Л.С. Потоцкого для строительства здесь дворца. Император Александр II подарил Ливадию своей жене императрице Марии Федоровне, которая болела чахоткой и должна была ежегодно лечиться на юге. Придворному архитектору Ипполиту Монигетти (1819-1878) поручили построить здесь целый архитектурный комплекс: два дворца, служебные помещения, оранжереи, бассейны и, конечно же, дворцовую церковь. Церковь была переделана архитектором в 1864 году из костела, поэтому ее алтарь ориентирован не на восток, как у всех православных церквей, а на юг. Проектируя церковь, архитектор обратился к византийскому стилю, который был широко распространен в аналогичных постройках середины и второй половины XIX века. Источником его вдохновения была также архитектура грузинских церквей. Храм небольшой, ведь он был рассчитан только на императорскую семью и ближайшее окружение (он даже был соединен с кабинетом Александра II). В плане здание представляет собой крест, вытянутый с севера на юг. Восточная стена прорезана арочными окнами - спаренными и тройными. Изящная церковь, украшенная внутри резьбой по дереву, цветными стеклами витражей, восхищала уютностью и благолепием. С большим мастерством из инкерманского камня, из которого построена вся церковь, был выполнен сложный орнаментальный фриз, завершающий стены, и рельефное обрамление окон. В мае 1863 года Монигетти было предписано: "Вместо глухого окна на алтарной стене церкви сделать рельефный крест". По словам современников, церковь пленяла "грацией и изящной простотой". Первоначально крыша ее завершалась цилиндрическим барабаном, покрытым рельефным орнаментом и увенчанным конической чешуеобразной кровлей с крестом. Это особенно роднило Ливадийскую церковь с грузинскими постройками. Позже, с устройством на крыше светового фонаря, церковь в какой-то степени устратила цельность художественного образа. Интерьер церкви создавался также в византийском стиле художником Изелло по рисункам Монигетти. Иконы для храма написал известный художник академик Алексей Егорович Бейдеман. В июле 1862 года Бейдеман составляет смету "на написание образов для предполагаемой во дворце Ливадии церкви", затем он расписывает стены всего храма многофигурными композициями и изображениями святых. В ноябре 1863 года дается распоряжение - заказать Бейдеману изготовление хоругвей. Как отмечалось в документах того времени, все росписи Бейдемана были выполнены "вполне художественно и изящно". За свою работу он был награжден орденом Святого Станислава 2-ой степени. Особым украшением церкви стал иконостас из белого мрамора. Царские врата и алтарные двери были сделаны из резной бронзы. По обе стороны от иконостаса располагались два ореховых аналоя: один был занят храмовой иконой, другой - древним образом с частями святых мощей, он был украшен драгоценными камнями. Этот образ - дар Романовым от грузинских царей. Перед иконостасом стояли красивые серебряные подсвечники. Свод церкви был выкрашен в голубой цвет и усеян золотыми звездами, что символизировало верхнее небо. С середины свода спускалась небольшая люстра. Маленькая дверца вела из церкви в ризницу, а оттуда в кабинет императора Александра III. В сентябре 1863 года все работы в церкви, как внутри, так и извне, полностью окончены. На акварели австрийского художника Рудольфа Альта, побывавшего в Ливадии в этот год, церковь изображена уже построенной. С 1864 по 1866 г. осуществлялась внутренняя отделка храма, освящение которого состоялось 23 августа 1866 года. В 1870 году для царских врат Ливадийской церкви были куплены два образа в золоченых ризах и 25 икон. По желанию императрицы Марии Александровны церковь была освящена в честь одного из наиболее почитаемых праздников Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Историки церкви так описывают это событие. Византийский император Константин, в благодарность Богу за согласие Церкви, установившееся на I Вселенском Соборе, пожелал построить храм на Голгофе. Мать Константина Елена в 326 году отправилась в Иерусалим на поиски креста Господня. По указанию одного старого иудея крест был найден, но с ним и другие два креста. Чтобы найти именно тот, на котором был распят Иисус Христос, все кресты принесли к одру больной женщины. Прикосновение двух крестов не произвело никакого действия, а от прикосновения третьего креста больная чудесно исцелилась. Затем этот крест возложили на умирающего, и тот воскрес. К кресту стеклось такое количество народа, что для того, чтобы все могли увидеть его, патриарх стал на возвышенном месте и воздвигал честный крест, показывая его, и весь народ в радостном восторге взывал: «Господи, помилуй!». На месте, где был найден крест Господен, построили храм, и в дни его освящения был установлен праздник Воздвижения Честнейшего и Животворящего Креста Господня. Этот праздник церковь отмечает 27 сентября. Рядом с храмом по проекту Д.И. Гримма построили звонницу, ее украшает орнамент, который вырезал из камня талантливый мастер крестьянин Орловской губернии Т.А. Костиков. Во время правления Александра III тут же поставили мраморную колонну из крепости Рущук на Дунае. Эта колонна была установлена возле дворца в 1879 году в память о русско-турецкой кампании 1877-1878 годов, когда Россия воевала за освобождение Болгарии от турецкого ига. Дождевая влага попала в храм через прохудившуюся крышу и испортила главную икону «Воздвижение Честного Креста». Было решено заменить ее мозаикой, материалом более прочным, чем краски, и долго сохраняющим яркие цвета. Выполнить эту работу поручили фирме А. Сальвиати. Академик А.Н. Попов сделал для Сальвиати точную копию иконы на картоне. Работы были выполнены в срок в 1888 году. Эта мозаичная икона сохранилась до наших дней. При перестройке дворца в 1910-1911 годах архитектор Н.П. Краснов сохранил здание церкви, внеся незначительные изменения. Он увеличил придел, устроив здесь вход. Прежний вход выводил в полуоткрытую галерею, соединяющую храм с дворцом, Краснов превратил эту галерею в полностью закрытую. Портал храма украсила мозаичная икона «Архангела Гавриила». Ее выполнили в мастерской профессора П.П. Чистякова. Он же расписал новый притвор, среди икон была икона Божией Матери Федоровская. Ливадийский Крестовоздвиженский храм был домовой церковью, здесь молились члены царской семьи. Эта церковь стала также своеобразным хранилищем святынь, поднесенных в дар царской семье. В одном из документов Крымского архива "Об иконах, уступленных князьями грузинскими Императорскому Величеству", перечисляются древнейшие реликвии грузинских царей, подаренные Александру II. Среди них: "образ Иверской Божьей Матери, греческого письма X ввека, присланный императором Маврикием", "частицы Животворящего Древа, собранные в XII царицей Тамарой в золотой ковчег с мощами св. Равноапостольной Нины, отвоеванные царем Ираклием в хана Ага Магомета в XVIII в. после памятного разорения Тифлиса и заключенные им в золотой ковчег с рубинами, бирюзой и жемчугом" и многое другое. Рядом с бережно сохраняемыми реликвими - простая иконка на липовой доске, подаренная обычной крестьянкой царю на новоселье в Ливадии. В Ливадийском храме совершались важные события как для царской семьи, так и для всей России. В 1894 году в старом дворце умер Александр III. Панихида по почившему государю и присяга нового русского императора Николая II состоялись в дворцовом храме. Здесь же святой праведный Иоанн Кронштадский миропомазал невесту Николая принцессу Алису Гессенскую, она стала православной благоверной княгиней Александрой Федоровной. При этом обряде присутствовали самые близкие люди, среди которых была сестра будущей императрицы Елизавета Федоровна. Им обеим суждено было закончить свой жизненный путь в грозном 1918 году. Сам Николай II и его мать императрица Мария Федоровна собирались провести обряд венчания сразу же после миропомазания. Но этому воспротивились родственники. Они считали, что брак императора - акт государственного значения и должен осуществиться в столице со всей присущей этому событию торжественностью. А будь Николай II настойчивей, в скромной ливадийской церкви появилась бы новая русская императрица Александра Федоровна. В 1887 году росписи Бейдемана были заменены мозаикой, выполненной итальянцем Сальвиатти. Тогда же рядом с церковью была построена звонница из того же инкерманского камня по рисунку профессора Д. Гримма, который стремился создать единый архитектурный ансамбль: простые четкие линии звонницы перекликаются с архитектурными формами церкви, а внутренние объемы для размешения колоколов повторяют очертания спаренных оконных проемов церкви. Как показывают архивные документы, на кладку звонницы ушло 128 каменных блоков, которые плотно подгонялись один к другому крестьянином из Орловской губернии Трифоном Агафоновым Костиковым. В свидетельстве, выданном ему, отмечалось, что "произведены все работы... согласно плану и рисункам, с выделкой всех орнаментов, с полным знанием дела и вполне добросовестно, что и удостоверяется подписью с приложением казенной печати "Ливадия". Около звонницы в 80-х годах была установлена небольшая круглая колонна из светло-серого мрамора с надписью на арабском и турецком языках, в которой воспевается "его величество шах султан - победитель". Предполагается, что эта колонна была высечена в честь турецкого султана Махмуда II и попала в Ливадию в качестве трофея после русско-турецкой войны в 1877-78 гг. После установления советской власти в Ливадии открыли санаторий для крестьян. Церковь закрыли, за долгие годы запустения здесь устраивали и клуб, и склад, и музейное помещение. В последние советские годы здесь была сварочная мастерская. Только мозаичное изображение архангела Гавриила над главным входом и стоящая рядом изящная звонница напоминали о том, что когда-то здесь был Дом Божий. Алтарь из мозаики в Ливадийской церкви уберегли от налетевших атеистов очень просто и остроумно - закрыли его деревянным щитом да так и продержали, под видом ремонта, пока не утихли страсти. Не сохранились в церкви иконостас и мраморная облицовка стен, вместо нее панели расписали масляной краской под серый мрамор. Только мозаичное панно на сюжет Воздвижения Креста Господня сияло немеркнущим светом, который вселял надежду, что храм оживет и украсится заново. Так оно и случилось. В 1991 году в Крестовоздвиженском храме возобновились Богослужения. Конечно, возрождение храма шло медленно: иконостас сначала был фанерным, затем появился дубовый аналой, на котором воспроизвели резьбу мраморного обрамления старинных дверей. Слева и справа от отреставрированного алтаря встали резные дубовые киоты для главных икон: Божией Матери «Державная» и Святого Иоанна Кронштадского. Печально глядят со стен церкви святые лики, будто скорбят о мученической смерти Александра II, для семьи которого она строилась, о безвременной кончине в Ливадии его сына Александра III, об изуверском убиении в большевистских подвалах почти всех Романовых... Затем мы побывали в Никитском ботаническом саду где взяли проводника , очень даже интересно .Затем поехали на Форосе удивительно красивой и благословенной церкви. Продолжение следует. | |
Просмотров: 1324 | |
Всего комментариев: 0 | |