Главная » Статьи » Мои статьи |
ФОРОС: Этот живописный поселок расположен в 40 км от Ялты. Существует несколько версий происхождения названия Форос. В V веке до н.э. в Древней Греции так назывался денежный взнос, поступавший в общую казну. По этой причине некоторые источники считают, что в прошлом здесь находилось место сбора налогов, а в средние века сюда стекались они со всего Южного берега. Другие историки считают, что название поселка связано с Фаросом - известным античным маяком Александрии и одним из чудес света. Выше современного поселка Форос был обнаружен средневековый храм и остатки оборонительной стены. Именно здесь находилась греческая колония, а позднее, в средние века, генуэзская крепость Фори. Фороский парк считается одним из лучших на Южном берегу Крыма. Он разделен на три части. Нижняя часть отделена от средней садовой дорогой и располагается от бухты Тихой на востоке до бывшего ипподрома на западе. В средней части находится любимое место отдыхающих - "Райский уголок" с шестью миниатюрными озерами, сооруженными на разных уровнях и соединенными в цельный каскад миниатюрными водопадами. Форосская церковь Форосская церковь - жемчужина и визитная карточка Южного берега Крыма, горный уголок, где встречаются Небесные и Земные силы, где кажется, будто Бог ступает своей лёгкой воздушной ступнёй, или прикасается горящей алмазами, прозрачной ладонью к творениям своим... Прогуливаясь по аллеям парка, по улицам поселка гости и жители Фороса непременно обращают внимание на уникальное строение — Форосскую церковь, сооружённую на выступающем горном утесе. Храму присвоен статус памятника архитектуры конца XIX века. Смотришь на церковь с Байдарских ворот или снизу, с нового шоссе Ялта-Севастополь, и диву даешься. Перед тобой расцветает золотая роза на многоцветных фонах скал, леса и неба. Форосская церковь, поднявшаяся к небесам на одинокой отвесной Красной скале на высоте 400 метров над уровнем моря, имеет настолько романтичный вид, что невольно рождает у зрителя массу вопросов и предположений. Первые из них — кто и зачем возводил этот храм вдали от селения, да ещё и на такой высоте? На этот счет существует множество легенд. Одна из них рассказывает о том, как однажды взбесившиеся кони понесли с горного перевала коляску, в которой находилась юная дочь богатого купца. Кони неслись к пропасти, и прекрасная девушка уже мысленно прощалась с жизнью. Но... бывают чудеса!.. Кони внезапно остановились на краю скалистого обрыва. После стремительного спуска они словно замерли перед красотой, открывшейся перед ними. И тогда купец в честь спасения дочери-красавицы велел построить храм Воскресения. Но это лишь красивая легенда. В архивных документах мы найдем иную версию появления храма, однако и она связана с чудом. 17 октября 1888 года у станции Борки на Харьковской железной дороге произошло крушение царского поезда. Царская семья, возвращавшаяся из Ялты в Санкт-Петербург, осталась невредима. В память чудесного спасения Императора Александра III и был возведен храм Воскресения Христова. Освоение земель Фороса началось в начале 50-х годов XIX века после того, как Ялту и Севастополь соединила шоссейная дорога, построенная военными строителями. В честь завершения её строительства на перевале сооружается портал — ворота, названные Байдарскими по названию долины с одноименным селом. Земли царских чиновников вблизи Фороса стали быстро раскупать и застраивать обеспеченные люди. В западной части нынешнего Фороса уже в 20-х годах XIX века располагалось имение Тессели, которое было пожаловано генералу Раевскому, герою Отечественной войны 1812 года. Именно он заложил Форосский парк, памятник садово-парковой архитектуры. Позже имение купил известный чаепромышленник, московский купец первой гильдии Александр Григорьевич Кузнецов (1855-1895). Он построил особняк в стиле русского классицизма, который стал не просто домом, а храмом искусств и творчества. Здесь часто собирались писатели, художники, музыканты: под этой крышей звучал голос Федора Ивановича Шаляпина, в просторном светлом зале играл Сергей Рахманинов, работали над своими произведениями Алексей Максимович Горький и Антон Павлович Чехов. К счастью, до наших времен сохранились элементы интерьера дома Кузнецова: камины, паркет итальянской работы, старинный музыкальный инструмент и настоящая драгоценность - 16 прекрасных настенных панно, написанных известным художником Юлием Клевером. На средства А. Г. Кузнецова была возведена и Форосская церковь. В начале 90-х годов XIX столетия по просьбе православных близлежащих селений "чайный магнат", имевший чайные плантации на Цейлоне, А. Г. Кузнецов (бывший владелец форосского имения) заказал проект церкви известному академику архитектуры Николаю Михайловичу Чагину. К работе по созданию храма А. Г. Кузнецов привлек лучших специалистов. Проект был разработан русским архитектором академиком Н. М, Чагиным в 1888 году. Для церкви архитектор выбрал самое живописное и удобное место: в двух километрах от Байдарских ворот, у самой дороги, на отвесной скале красного цвета, высотой 400 метров, благодаря чему церковь прекрасно видна со всех сторон. Построена она в русском стиле в два яруса, по бокам и а центре - купола разной величины, всего их девять, При строительстве храма применялась особая техника кладки плоского кирпича - плинфы, стены облицованы белым инкерманским камнем. Украшает храм узорчатое крыльцо с устремленной ввысь колокольней, позолоченные кресты ярко сияют на солнце. Колонны с резными капителями, панели и подоконники были выполнены из караррского мрамора. Пол украшала мозаика работы знаменитого итальянского мастера Антонио Сальвиати. Во внутреннем оформлении церкви привлекал внимание резной дубовый иконостас с позолоченными Царскими вратами. Иконы для храма писали известные русские живописцы; А. Корзухин, академик Е. Сверчков, икона "Рождества Христова" принадлежала кисти К. Маковского. Стены храма были расписаны византийским орнаментом. К сожалению, росписи не сохранились. Богослужение проводилось в центре здания, под куполом, символизирующим небесный свод. Алтарь располагался в восточной апсиде, как на сцене, вход с западной стороны. Форосский храм — поучительный пример талантливого размещения небольшого, но своеобразного по силуэту сооружения, поставленного на постамент скалы как бы для всеобщего обозрения. Скромный по размерам храм кажется действительно вознесенным на подоблачную высоту. Вблизи он не производит большого потрясающего впечатления, которое зритель ощущает с нижних точек обозрения. Сооружение храма стоило хозяину Фороса более 150 тысяч рублей. Конечно, богатый и деловой человек А. Т. Кузнецов, постройкой храма на скале в благодарность небесам за благополучный для царской семьи исход железнодорожной катастрофы, выразил верноподданнические чувства, но потом в качестве рекламы поместил её изображение на "своей" продукции – жестяных коробочках с чаем. Предполагают также, что со стороны А. Т. Кузнецова эта церковь могла бы быть своего рода "откупными", так как разведение и продажа чая считались монополией царской семьи. До 1917 года при храме работала школа грамоты, затем церковноприходская школа. Первым настоятелем церкви был отец Павел Ундольский. После революции 1917 года для русских церквей наступило трудное время. Новая власть начала борьбу с религией. Двери многих церквей и храмов надолго закрылись. В Форосской церкви, стоящей в отдалении от больших городов, еще несколько лет совершались службы, церковная жизнь шла своим чередом, оставаясь в бурном море жизни островком спокойствия и мира. Но очередь дошла и до нее. В 1924 году был репрессирован и сослан священник Павел Ундольский. Храм закрыли и постарались придать ему "гражданский" вид: сорвали кресты, сняли колокола с колокольни. По решению комиссии изъяли церковные ценности: сосуды для богослужений, золоченые подсвечники, дарохранительницу, паникадило, сорвали драгоценные ризы с икон, а сами иконы работы известных мастеров пропали бесследно. В Форосской церкви был устроен склад. Шли годы. В поселках форос. Меласс, Мухалатка развернулось строительство санаториев и пансионатов для высокопоставленных лиц. Форосская церковь, маленькая, изящная, расположенная в красивом месте, привлекала внимание партийных боссов. Для них здесь открыли ресторан с блюдами татарской национальной кухни: шашлыками и чебуреками. В зале, где несколько лет назад прихожане возносили молитвы Господу, поставили столы, а на месте алтаря устроили буфетную стойку. И это несмотря на то, что официально церковь значилась филиалом краеведческого музея, и, следовательно, люди должны были сохранять то, что они сами же и разрушали. В 1927 году в Крыму произошло сильное землетрясение, в результате которого получили повреждения многие южнобережные дома и дворцы, в том числе и знаменитое Ласточкино гнездо. А вот Форосская церковь, стоящая почти на краю высокой скалы, и дом Кузнецова не пострадали, Казалось, сама природа желала сохранить красоту и святость для людей. Во время Великой Отечественной войны форосская церковь оказалась в центре жестоких боев. Гитлеровцы рвались к Севастополю, но на перевале Байдарские ворота их задержал отряд командира погранзаставы А. С. Терлецкого. Форосская церковь стала для бойцов наблюдательным пунктом и оборонительным сооружением. Никто не уцелел в этих боях, погибли все бойцы отряда, но не отступили. Мученическую смерть принял командир: враги распяли его на дереве. Церковь принимала на себя удары врага, защищая солдат, укрывшихся в ней, следы от вражеских пуль надолго остались ранами на ее стенах. Во время оккупации люди приходили в пустую, разрушенную церковь и молились, просили о даровании победы. Тяжелые военные годы не разрушили форосский храм, но его судьба после войны не стала легче. Здесь вновь открыли ресторан, где гостей кормили вкусными блюдами и поили крымским вином. В 60-е годы было построено новое, более удобное шоссе, соединяющее Ялту с Севастополем. Форосская церковь оказалась в стороне, ее меньше стали посещать туристы. Храм постепенно ветшал и, наконец, был закрыт, оставлен на полное разрушение. Правда, туристы продолжали приходить и, чтобы сохранить надолго память о своем посещении, отбивали на память кусочки мрамора от подоконников, панелей, колонн. Не забывали они оставлять свои автографы на стенах, подробно сообщая кто и когда побывал здесь. От разведенного внутри здания костра погибли фрески, иконы и орнамент, написанные на стенах, Казалось, нет никакого дела людям до погибающей церкви. Утеряна связь с Богом, осквернено, запущено святое место. Но, несмотря на многолетнее атеистическое воспитание, в сознании русского человека живо стремление к нравственному осмыслению своей жизни, стремление к вере. Может быть, поэтому в 1980 году жители Фороса встали на защиту храма и спасли его от полного разрушения. Ведь по решению облисполкома и Ялтинского горисполкома церковь и окрестная земля передавались для строительства пансионата КБ Днепропетровского "Южмашзавода", которым управлял в то время Л. Д. Кучма. Спасли храм неравнодушие и забота о будущем людей, по настоянию которых церковь была объявлена памятником архитектуры XIX века. Однако они этим не ограничились и потребовали отреставрировать Форосский храм, вернуть ему былое величие. Понадобилось семь лет активных действий: люди стучали в двери высоких кабинетов, писали письма в газеты, просили государство выделить средства на восстановление храма. Наконец в 1987 государство выделило деньги только на внешнюю реставрацию. А ведь надо было восстановить внутренний интерьер храма, благоустроить территорию. Жители поселков Форос, Орлиное, Мухалатка на общем сходе решили, что храм надо вернуть верующим. В 1990 году Воскресенская церковь была передана Русской Православной Церкви Московской Патриархии. Возглавил ее молодой иеромонах отец Петр (в миру Виталий Леонидович Посаднев). Отец Петр родился 5 марта 1966 года в селе Красногвардейское. Позже в 1969 году его семья переехала в Севастополь. Еще в детские годы Виталий Посаднев осознал, что его жизнь должна быть посвящена Господу. В юношеские годы Виталий часто приезжал к заброшенному Форосскому храму, который очень любил. После армии уехал служить во Владимирскую епархию, там принял постриг с наречением имени Петр, в честь святителя Петра, Московского и всея Руси чудотворца. В 1990 отец Петр приехал в Крым и возглавил храм Воскресения Христова на Форосе. Он находился в страшном запустении: голые ободранные стены, лишь кое-где высоко под куполом сохранились фрагменты фресок, дырявая крыша, окна, заложенные камнями. Но возрождение уже началось, и началось возрождение не только церкви, но и душ людских. Местные жители пришли на помощь: они вычистили церковь от мусора, вымыли пол. 3 июня 1990 года в канун праздника Святой Троицы отслужили первый за многие годы молебен и освятили храм. В 1992 году форосской церкви исполнилось 100 лет. К тому времени бригада реставраторов поставила новые медные купола, засияли золоченые кресты, закончили внутреннюю роспись алтаря и купола храма, в окна вставили цветные витражи. Храм Воскресения Христова вновь обрел медные колокола, поставленные бригадой реставраторов на звонницу. Среди них оказался колокол 1862 года весом в 200 пудов. Он сохранялся на маяке мыса Сарыч и был подарен церкви Черноморским флотом. Спустя 70 лет колокол вновь зазвучал. Но проблем было еще много. Надо было провести паровое отопление и водопровод, предстояло восстановить внутреннюю роспись храма: написать иконы, военным создать орнамент, некогда украшавший стены, изготовить иконостас и резные киоты. Все внутренние работы планировали закончить к 105-летию храма в 1997 году. Для Форосской церкви у черкасских мастеров заказали новый иконостас. Величественный, украшенный удивительной резьбой, он был выполнен из дуба по старинным образцам, Новый иконостас, аккуратно упакованный в ящики, прибыл в Форосский храм 18 августа 1997 года. А в ночь на 20 августа произошло ужасное злодеяние: архимандрит Петр был убит двумя грабителями, которые надеялись разбогатеть, присвоив деньги, собранные на иконостас. Ему был 31 год. Возрожденная Форосская церковь по праву стала одним из чудес Крыма. Изнутри она так же хороша, как и снаружи. Стены расписаны растительным орнаментом, через витражи льется свет. Украшением церкви, без сомнения, является иконостас. Слева изображена Матерь Божья, Она как будто чем-то удивлена или испугана, справа скорбный лик Христа, над Царскими вратами - Тайная вечеря. Рядом с иконостасом висит табличка со словами: "Иконостас сей был сооружен в благоугодную память о подвижнических трудах настоятеля храма архимандрита Петра, злодейски убитого 20 августа 1997 года". В настоящий момент церковь является действующей и открытой для посещения. Перед храмом выполнена видовая площадка (400 м над уровнем моря), с которой одним взглядом охватываются морские просторы и побережье: восхитительная панорама курорта Форос, раскинувшегося внизу у моря между мысами Чехова и Николая у живописной бухты Тихая, куда ведет шестикилометровый спуск. Вид такой, что захватывает дух и горло сжимается от желания петь или просто закричать! Верующие, увидев храм из проезжающих автобусов, крестятся, гости курорта удивленно рассматривают и задают вопросы, но никто при встрече с форосским чудом не остается равнодушным. На следующий день мы отдельно от Смоленских друзей поехали в Инкерманский монастырь Инкерманский монастырь г.Севастополь Инкерман – знаменитый пригород Севастополя, здесь добывают инкерманский камень – плотный белый известняк, который используют для облицовки зданий. Добывали этот камень с незапамятных времен, поэтому в скалах образовалось множество катакомб и пещер. Именно здесь в Монастырской и загайтанской скалах в средние века возник пещерный монастырь. Он хорошо виден со стороны трассы Севастополь – Симферополь. Инкерманский Свято-Климентовский монастырь Церковное предание связывает основание монастыря с именем святого Климента – римского епископа с 92 по 101 год, сосланного за проповедь христианства императором Траяном в каменоломни в окрестностях Херсонеса (ныне – Севастополь) и претерпевшего здесь в 101 году мученическую кончину. Мощи святого Климента, обретенные чудесным образом через год после его кончины находились в Херсонесе до X века, и хранились сначала в подводном гроте (место обретения), доступ куда открывался раз в год, в день смерти праведника, когда море отступало, потом на маленьком островке (ныне – остров Казачий) посредине бухты, где, как гласит предание руками ангелов, была построена церковь. Рядом с этой Святыней, под защитой возникшей здесь в VI веке грозной крепости, и возник в VIII – IX веках пещерный монастырь. Однако, после захвата в 1475 году крепости турками, монастырь постепенно пришел в упадок. Возрождение обители произошло после присоединения Крыма к России. Инкерманская киновия была открыта вновь в 1850 году, и просуществовала здесь до 1926 года, когда была закрыта советской властью. Возрождение Инкерманского Свято-Климентовского монастыря началось в 1991 году благодаря неусыпным заботам архимандрита Августина (в миру Александра Половецкого). Этот удивительный человек целью своей жизни видел востановление православных святынь Крыма и много трудов положил на это. Итак, как уже говорилось выше, Инкерманский монастырь ведет свою историю, примерно, с VIII – IX веков. Пещеры служили первым монахам и жильем и подсобными помещениями. Храмы также устраивали в пещерах, из камня вырубали алтарь, престол, скамьи. Все помещения соединялись вырубленными в скале лестницами. Находясь рядом с крупным торговым портом монастырь жил безбедно. После захвата крепости турками (именно они, перестроив ее, дали ей название Инкерман, – "пещерная крепость") монастырь постепенно пришел в запустение. Некоторые ученые предполагают, что монахи ушли на мыс Фиолент и основали там Георгиевский монастырь. Возможно, в последующие века обитель на короткое время возрождалась. Так в некоторых документах упоминается церковь святого Георгия, а в 1773 году штурман русского фрегата И. Батарин обозначил на карте у подножия крепости Инкерман именно "собор святого Георгия Победоносца". В 1634 году в составе русского посольства монастырь посетил священник Иаков описавший пещерный храм святого Георгия. Священник Иаков и его спутники увидели в храме нетленные мощи, достали их из гробницы и омыли теплой водой, при этом кожа покраснела, как у живого человека. Послы узнали, что татары несколько раз выносили их из церкви, но наутро они снова оказывались на прежнем месте. Священник Иаков решил увезти мощи неизвестного святого на Русь, но ночью ему приснился сам святой и сказал: "… с великим запрещением: мните мя, о друзи, взяти мощи моя на Русь, а аз убо хощу по-прежнему зде ученити Русь, а имя ми и память моя бывает в Симеонов день". В 1778 году после исхода христиан из Крыма монастырь опустел окончательно. Упоминание о нем осталось только в название горы – Монастырская. Возрождение древней обители началось после присоединения Крыма к России. Архиептскоп Иннокентий не мого обойти стороной место, связанное с именем папы римского Климента. Благодаря его стараниям Инкерманская обитель была открыта в 1850 году. Сразу началась реконструкция трех пещерных храмов. Однако, из-за отсутствия денег, порходила она без дорогостоящих работ. Храмы очистили от мусора и камней, обновили росписи. 15 октября 1852 года былда освящена церковь во имя священномученника Климента (бывший Георгиевский храм). Предание утверждает, что сам Климент вырубил этот храм в скале. Церковь имела форму базилики, два ряда колонн (частично сохранились) делили храм на три нефа. К церкви ведет коридор в котором вырубленны каменные скамьи. В апсиде сохранился двухступенчатый ситрон, в центре которого остатки горнего места. Над ним в стене – ниша для запрестольногообраза. Здесь же вырезан большой процветший крест, концы его расширены и к ним примыкают маленькие кресты в круге. От фресок, о которых упоминал священник Иаков, в XIX веке можно было рассмотреть только изображение Спасителя сидящего на престоле. С правой стороны храма находился древний предел в честь апостола Андрей Первозванного – небольшой, с низким потолком. В 1857 году была открыта еще одна пещерная церковь, посвященная римскому епископу святому Мартиниану. Восстановлением древних храмов занимался московский историк, археолог и художник Д. М. Струков (1827 – 1899). Занимаясь восстановлением храма святого Климента он покрыл потолок серебрянной краской, создал новые настенные росписи, настелил доски на пол. Им также были написаны иконы для храма. Правда современные археологи сожалеют, что в результате древний храм утратил свой первоначальный вид. Через два года после открытия монастыря началась Крымская война. Недалеко от монастыря шли тяжелые бои. 24 октября 1854 года союзная армия обстреляла крепость Каламиту, где расположились русские войска. Серьезно пострадал и монастырь. Серьезных разрушений небыло, но англичане разграбили все имущество. После окончания войны монашеская жизнь в киновии возобновилась. В 1867 году построили дом настоятеля и домовую церковь во имя Святой Троицы, отреставрировали источник святого Климента. В 1895 году в обители построили новый храм в византийском стиле, алтарную часть которого вырубили в скале. Он был освящен в честь великомученника и целителя Пантелеимона. В 1896 году в монастыре появилась гостиница для паломников. В 1905 году в обители появилось сразу несколько храмов. Один из них устроили на месте средневекового пещерного храма святого Евграфия и освятили во имя священномученника Димитрия Солунского. На верхнем плато в то же время закончили строительство храма во имя святого Николая Чудотворца. Церковь, крестообразная в плане, имела два придела. 27 сентября в присутствии великого князя Алексея Михайловича и ветеранов Крымской войны была освящена пещерная церковь в честь иконы "Всех скорбящих Радосте". Храм устроили на месте древней Софий ской церкви. Внутри него хранились образа войсковых частей принявших участие в боях близ монастыря. К 1910 году архитектурный облик обители сложился окончательно. Были построены два жилых здания для братии, в одном из которых устроили домовую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При обители открыли церковно-приходскую школу. Древней монастырь в разное время посещали члены царской семьи: Екатерина II, великий князь Алексей Александрович, Александр III, великая княжна Мария Александровна, великий князь Алексей Михайлович. Постепенно повышалось благосостояние обители. Монахи поддерживали в порядке исторический памятник, находившийся на территории монастыря – крепость Каламиту. В 1917 году в киновии жили 25 монахов и 122 паослушника. В годы гражданской войны монастырь поддержал белую армию барона Врангеля. После установления советской власти в Крыму земли монастыря были национализированы и переданы трудовой артели деревни Инкерман, куда вошли и монахи. С 1920 года все монастырские храмы становятся приходскими. В 1922 году для борьбы с голодом из них изъяли 68 серебрянных предметов и передали религиозной общине, которую возглавил архимандрит Венгедикт (Чеботарев). Но денег у общины не хватало, чтобы поддерживать все храмы. В 1925 году Инкерманская община отказалась от пяти церквей, оставив себе пещерный храм во имя святого Климента и домовую Троицкую церковь, но и они просуществовали недолго. В 1926 году Севастопольским райисполкомом было принято решение о закрытии Георгиевского и Инкерманского монастырей. Храмы и церковное имущество перешли в ведение Севастопольского музейного объединения. В 1927 году сильное землетрясение повредило здания собора святого Николая и Благовещенской церкви. В том же году разобрали часовню на могиле войнов, погибших в Инкерманском сражении. В 1928 году закрыли храм иконы "Всех скорбящих Радосте". В 1932 году уничтожили собор святого Николая. В монастыре после его закрытия остались жить настоятель архимандрит Венедикт (Чеботарев), отец Прокопий (Кочан) и два 85-летних старца отец Герман (Андреевский) и отец Митрофан (Бороздин). Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря разместился штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. Во время, второй обороны Севастополя в июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах старались сдержать врага, рвавшегося к городу. После войны погибшим войнам поставили памятник. Вот такой у нас была поломнеческая недельная поездка. Кстати поехали мы вдвоем с женой и потратили на все про все чуть больше 2000 гривен и поехали спонтанно надеясь лишь на Бога. И СЛАВА БОГУ все получилось отлично. Отчет о поездке смотрите в фотогалерее. | |
Просмотров: 1508 | |
Всего комментариев: 0 | |